ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Мой край, моя Родина»
(Нравственно-патриотическое
воспитание детей 5-7 лет
через
ознакомление с родным краем и страной)
Проект разработан и
реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.,
Комаровой Т. С., Васильевой М. А.» и программой ДОУ «Региональная программа по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным
краем «Люби и знай свой край родной»», а
также парциальными программами ДОУ.
Нормативно - правовое обеспечение проекта
·
«Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
·
«Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. (Приказ
Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г
требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования»;
·
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление
от 22.07.2010г. N 91 «Об
утверждении СаНпиН 2.4.1.2660-10»).
Актуальность:
Проблема нравственно-патриотического воспитания в
современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены, задачи,
сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат
подчас пафосно.
Суть же работы в указанном направлении –
формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические,
экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.
Дошкольное детство – важнейший период становления
личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств,
взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об
окружающем мире, обществе и культуре.
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших
звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют
над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В
последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя
чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной
привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к
другим людям.
Чувство любви к Родине – это одно из самых
сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А
почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это
уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста
почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Поэтому
считаем тему нравственно-патриотического воспитания актуальной и необходимой.
В дошкольном возрасте
начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине,
преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её
богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать
накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его
культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где
человек родился.
Работая над созданием проекта,
учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, общие
закономерности его развития и особенности становления личности на каждом
возрастном этапе.
Задачи:
1.
Формирование: чувств любви к родному городу и интереса к прошлому
и настоящему родного края и страны; творческого воображения через поэтические
произведения и восприятие картин писателей и художников; умения ориентироваться
в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
2. Развитие: эмоционально - ценностного отношения к семье, дому, улице, краю,
стране. Бережного отношения к людям,
достопримечательностям, культуре,
природе города и края.
3. Воспитание
чувства гордости за своих земляков, ответственности и сопричастности ко всему, что происходит в городе, крае;
уважительного отношения к местному фольклору, «традициям» родного края.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители,
педагоги группы.
Тип проекта: информационно-творческий,
групповой.
Продолжительность: 2 года (старшая и подготовительная
группа).
Принципы реализации проекта:
Проект реализуется с учетом принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями
и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей:
• Принцип
историзма реализуется путём
сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум
историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши
дни). С этой целью организовано сотрудничество с краеведческим музеем
города Хабаровска и библиотекой, подбирается материал о нашем крае, включающий
как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике
родного края.
• Принцип
интегративности реализуется
в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем села и др. Содержание краеведческого материала
определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с
историко-культурными особенностями города Хабаровска.
• Принцип личностно – ориентированного
общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального
облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи
окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт.
Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с
детьми;
• Принцип тематического планирования
материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим
блокам;
• Принцип наглядности - широкое
представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации,
фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
• Принцип последовательности –
предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого
к сложному, чтобы дети усваивали знания
постепенно, в определенной системе;
• Принцип занимательности – изучаемый
материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип
формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к
достижению результата.
Методы
работы:
-
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения -
эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются
источником новой информации.
-
наглядные методы: демонстрации рисунков,
плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают
возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления детей;
-
практические методы: изготовление рисунков,
плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Примерные
направления деятельности дошкольников по
изучению г. Хабаровска и Хабаровского
края
·
географическое положение, место на карте;
·
природные богатства;
·
что дает наш край стране;
·
историческое прошлое;
·
улицы родного города;
·
города Хабаровского края;
·
люди разных профессий нашего края
·
культурные и архитектурные памятники;
·
знаменитые земляки;
·
таланты земли хабаровской
·
культурное наследие родного края
Формы и особенности организации деятельности:
Ø чтение художественной и
научно-познавательной литературы;
Ø чтение произведений и
стихотворений дальневосточных писателей;
Ø непосредственно
образовательная деятельность по познавательно - речевому и художественно-
эстетическому развитию (ознакомление с окружающим, социальной
действительностью, экологическое воспитание, художественно- продуктивное
творчество);
Ø встречи с ветеранами,
интересными людьми;
Ø экскурсии по городу,
целевые прогулки;
Ø организация сюжетно -
ролевых и дидактических игр по ознакомлению с родным краем;
Ø очно-заочные путешествия по
Хабаровскому краю и Хабаровску.
Ø устные журналы, беседы;
Ø составление творческих
рассказов, сочинение стихов о родном
городе;
Ø исследования и проекты;
Ø тренинги;
Ø КТД по сбору материалов для
групповых альбомов по различным направлениям краеведческой работы;
Ø посещение краеведческих
музеев, выставок, театров.
Успешность
развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при
условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим
путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение,
разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Формы и методы работы с
детьми:
·
Занятия, беседы;
·
Игровая деятельность;
·
Сюжетно-ролевые игры;
·
Игры – путешествия, викторины;
·
Оформление дидактических игр по краеведению:
·
“Узнай, где я нахожусь? », «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»,
«Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот
моя улица, вот мой дом родной».
·
Проведение совместных праздников;
·
Экскурсии, целевые прогулки;
·
Развлечения, основанные на русском фольклоре;
·
Спортивно – театрализованные досуги;
·
Выставки детского рисунка.
Организация контроля над
реализацией проекта: мониторинг знаний детей на
начало и конец учебного года.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о городе, в котором они живут, об исторических памятниках. Знают историю
возникновения родного города, его достопримечательности; культуру, обычаи и традиции русского народа и
коренных народов Хабаровского края, могут назвать имена местных писателей,
художников и их произведения. Проявляют интерес к родному городу, краю, который находит отражение в детских
рисунках, рассказах. Повышение родительской компетентности по представленной
проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Реализация
программы позволит повысить детскую,
родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры
нашего края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу и краю.
Перспективный план работы (старшая группа)
месяц
|
Тема
|
НОД
|
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных
моментах
|
Сентябрь
|
«Моя семья»
|
«Семья». Цель: Расширить
представления о своей семье, учить ориентироваться в родственных отношениях,
учить составлять рассказ о своей семье, прививать любовь к членам семьи.
Составление рассказа из личного опыта «Где живут мои родные».
«Родословная – старинная
русская традиция». Цель: продолжать воспитывать любовь и уважение к членам
своей семьи, родным, родственникам, предкам. Закреплять имеющиеся у детей
представления о родственных отношениях. Формировать элементарные
представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилии, о
традициях и обычаях. Воспитывать уважительное отношение к старшим. Развивать
познавательный интерес, логическое мышление.
|
Рассматривание картин:
«Семья» Ю.П. Кугача, «Посидим в тишине» - к стихотворению Благининой, «Славянская
семья».
Беседы: «Моя семья», «Мои
бабушка и дедушка».
Проект «Семейные традиции. Отгадывание загадок о семье. Разучивание
песни «Семья». Выставки: «Герб моей семьи», «Летом отдыхаем всей
семьей». Пальчиковая игра «Моя семья».
Оформление выставки «Моя семья».
Выставка рисунков на
тему: «Моя семья»; «Моя мама и я», «Мой папа на работе».
Развлечение «Наш любимый
паповоз». «День Матери». С-р игра:
«Семья». Цель: Расширить представления о своей семье, учить ориентироваться в
родственных отношениях, учить составлять рассказ о своей семье, прививать любовь
к членам семьи. Составление рассказа из личного опыта «Где живут мои родные».
Рисование – «Дом для моей семьи»;
викторина – «Что ты знаешь о своих
родителях?»; словесные игры: «Назови ласково», «Подскажи словечко», «Скажи какой? Какая?», «Папа и мама» (словообразование: мужскую
профессию преврати в женскую).
Чтение рассказов: Л.
Толстого «Дед и внучек», А. Ким «Моя родня», В. Сухомлинский «Все добрые люди
– одна семья», чтение стихотворений,
заучивание пословиц. В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья»,
«Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик».
|
Октябрь
|
«Мой детский сад»
|
«Детский сад – моя вторая
семья». Цель: вызывать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде,
развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную
речь; способствовать развитию воображения, развивать творчество.
«Кто нас воспитывает?».
Цель: воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им,
доставлять радость; уточнить знания о профессиях: воспитатель, помощник
воспитателя, медсестра, повар, музыкальный руководитель, тренер по
физкультуре, логопед, дворник, прачка и т.д.
|
Беседа о профессиях
людей, работающих в детском саду.
Экскурсия по улице, составление схемы «Я иду в детский сад».
Экскурсия по детскому саду, по территории.
Рассматривание фотоальбома «Летопись детского сада». «День рождения детского
сада». «Нам весело живется».
С-р игра «Детский сад». Труд по уборке листьев на участке детского
сада.
Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад". Рисование на тему «Моя любимая группа»; составление схемы «Я иду в свой детский сад»; дидактические игры: «Найди работников детского сада» (выбрать из предложенных картинок изображение профессий детского сада); «Узнай по фотографии» (назвать имя отчество человека, его профессию, что он делает); «Узнай профессию человека по запаху» – копилка запахов (запах лекарства – врач, медсестра; запах оструганного дерева – плотник; запах свежего белья – кастелянша; запах хлеба, жареного лука – повар и т.д.); праздник «С днем рождения, детский сад!». |
Ноябрь
|
«Мой город родной»
|
НОД «Мой родной
ХАБАРОВСК». Цель: познакомить с родным
городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к
далёким предкам, землякам Хабаровского края, бережное отношение к истории
родного города.
|
Экскурсия по району и
городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям). Игра
"Магазин сувениров" ("продажа" сувениров посвящённые
городу Хабаровску). Прослушивание песен о родном городе (в записи или чтение
стихотворений о городе). Рассматривание фотографий с изображением самых
знаменитых мест в районе, городе.
Изготовление альбома
"Природа моего края". Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на
знание адреса дома и детского сада). Коллаж «Самая красивая улица»
Познакомить с понятием «коллаж». Учить создавать коллаж из различных
материалов. «Поэты и писатели Хабаровского края». Рассказать о творчестве
местных поэтов, познакомить детей с их произведениями. НОД «Мои семейные корни» - о происхождении фамилии.
Рисование « Мое семейное дерево». Цель: Воспитывать интерес к своей родословной.
Конкурс рисунков «Улица,
на которой я живу». Цель: Учить отображать в рисунке впечатления о
наблюдениях; воспитывать любовь к родным местам.
Игра «Путешествие по
родному городу». Воспитатель показывает иллюстрации с разными
достопримечательностями города, с которыми дети уже знакомы, а дети –
экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся. Совместное изготовление
макета «Макет микрорайона детского сада» . Беседа, рассматривание картин
«Хабаровские художники». Знакомить с творчеством местных художников.
Воспитывать чувство восхищения и гордости красотой родного края. Рисование
«Московский кремль». «Рассвет в городе». Рисование достопримечательностей города.
Экскурсия с родителями «Парки города».
Цель: Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в
городе, бережливость к красивым местам.
Чтение произведений Д.Д.
Нагишкина и Н.Д. Наволочкина о Хабаровске.
|
Декабрь
|
«История города»
|
НОД «История
возникновения г. Хабаровска». Цель: Познакомить дошкольников с историей
возникновения родного города; его достопримечательностями, воспитывать
интерес к истории родного города, страны.
|
Экскурсия в краеведческий
музей «История возникновения города». Знакомить детей с историей
возникновения города и его названия, древними постройками. Воспитывать
интерес к истории родного города и страны.
Целевая прогулка
«Памятник графу Муравьеву – Амурскому». Закрепление знаний детей об
основателе города. Составление рассказов о родном городе по названиям улиц
«Как давали названия улицам в прошлом». Напомнить, что по названиям улиц
можно узнать отдельные моменты из истории города.
Игровое упражнение «Кто,
где работает в нашем городе». Дети рассматривают фото с изображением разных
предприятий, где работают горожане. У детей – картинки с изображением людей
разных профессий. Соединить картинку воспитателя со своей картинкой.
Д/и «Узнай, где
нахожусь». Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
«Герб города Хабаровска». Рассказать, что обозначают изображенные на гербе
символы, дать дополнительную информацию. Праздник «Зимнее путешествие по
родным краям». Игра - лото «История родного города». Цель: Закрепить у детей
представление об истории родного города.
|
«На новогодней карте»
|
«Путешествие
в город Великий Устюг к Деду Морозу». Задачи: Познакомить детей с
историей Новогоднего праздника, с традициями украшения новогодней елочки. Систематизировать
знания детей о зиме и зимних явлениях. Обобщить представление детей о
главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе. Развивать
познавательность, наблюдательность, активность. Воспитать в детях
любовь к природе.
|
Загадки о зиме. Беседа о
встрече Нового года в других странах. Изготовление открыток с новогодними
пожеланиями в рисунках. Составление письма Деду Морозу. Рисование на тему
"Новогоднее представление". Аппликация "Главная ёлка нашего
города". Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка"
(вместе с родителями), «Кормушки для птиц». Акция "Подкормим птиц".
«Елочка, елка, лесной
аромат». Расширить знания по теме: «Деревья Хабаровских лесов». Учить
различать по листьям дуб, рябину, клен, березу; по хвое и шишкам – ель,
сосну.
Чтение: С. Маршак
«Двенадцать месяцев». Круглый год (декабрь). Р. н. с. «Снегурочка». Е.
Трутнева «С Новым годом!».
|
|
Январь
|
«Народные игры и забавы»
|
«Традиции россиян». Цель:
познакомить с традиционными русскими народными зимними праздниками; учить
делиться впечатлениями с окружающими; привить любовь к традиционным
праздникам, играм и забавам; развивать понимание назначение праздников.
|
Развлечение «В гости
коляда пришла». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам. Игра
- забава «Веселись детвора». Народные игры: «Горелки», «Горелки с
платочками». Игры народов Хабаровского края.
|
«Наша Родина»
|
НОД комплексное
«Государственные символы России. Создадим эмблему группы». Цель: Формировать
элементарное представление о символике нашей страны; развивать познавательный
интерес к истории государства.
|
Ручной труд – «Наш флаг»;
дидактические игры: «Найди Российский флаг» (среди флагов), «Найди
Российский герб», «Узнай Российский гимн»;
упражнение для координации речи с движением – «Небо синее в
России»; пословицы и поговорки:
«Человек без Родины, что соловей без песни», «Всякому мила родная сторона». Беседа
«Россия на шаре земном». Цель: Расширить представление детей о Родине, ее
месте на планете Земля.
Чтение: В. Степанов,
«Наша Родина – Россия»; А. Кудрявцева, «Я живу в России», заучивание
стихотворения В. Степанова «Наш флаг», Кохан Е.К. «На скрипочке ветра»
|
|
Февраль
|
«Мы такие разные»
|
НОД «Деревянная
архитектура города». Цель: Познакомить с памятниками архитектуры.
|
Беседа о людях разных
национальностей, живущих в Хабаровском крае. Рассматривание фотографий,
предметов одежды, людей разных национальностей. Составление рассказов о
будущем малой и большой Родины. Просмотр презентации «Народы Хабаровского
края».
Выставка - стенд
«Хабаровск-деревянный». Цель: Сравнить
архитектуру прошлого и настоящую г. Хабаровска. Аппликация «Деревянная
изба».
Чтение: Л. Миланич
«Земляки», Г.А. Меновшиков «Сказки Севера», Юдин Е. «Поехали: сказки и
стихи». Чтение
Маршак С. «Февраль», «Пограничник». Орлов В. «Кому что снится», Аким Я.
«Мужчина в доме»; Берестов В. «Богатыри», «Экспедиция»; Кузьмин Л. «Как до
небес подняться». С. Феоктистов «Ковёр маленькой Эмги»
|
«Богатыри земли русской»
|
«Богатыри земли русской».
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней
Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить
представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче,
Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о
русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. |
Лепка «Кружка для дедушки».
Рассматривание
картины «Богатыри» В. Васнецова. Слушание былин об Илье Муромце, Никите
Кожемяке.
Беседа об оружии, одежде богатырей Руси и о защитниках России.
Рассказ приглашенного
воина (из пап) о защитниках Отечества. Просмотр видеофильма "Защитники
Отечества". Пение песен об армии. Изготовление подарков для пап и
дедушек. Спортивное развлечение "Вместе с папой".
Рассказы пап о службе в армии. «Памятники защитникам Отечества в родном городе». Продолжать знакомить детей с людьми, прославившими Россию; с памятниками защитникам Отечества, установленных в нашем городе. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны
Праздник «День защитника
Отечества» вместе с папами.
Оформление альбома: «Мой папа в армии служил». Конструирование из бумаги «Военная техника». Выставка «Есть такая профессия – защищать
Родину».
Чтение: Д.Д. Нагишкин «Храбрый Азмун», «Самый
сильный»;
Былины про Добрыню
Никитича, Алёши Поповича, Дубыню, Усыню и Горыню.
сказка «Финист – Ясный
сокол»
|
|
Март
|
«Моя мама»
|
«Моя мама лучше всех».
Задачи: воспитывать у детей
доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать,
радовать ее; учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в
рассказе о маме; вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой,
поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать у детей
эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать ее в
аппликации.
|
Составление
книжки-сборника рассказов детей о своих мамах – «Моя любимая мамочка». «Профессии наших
мам». Цель: воспитывать у детей чувство любви и привязанности к маме и
женщинам ближайшего окружения; воспитывать бережное отношение к труду женщин
дома, желание помочь им, чувство гордости за общественно - полезный труд
женщины.
Рисование –
«Портрет мамы»; ручной труд
– «Блюдце для мамы»; чтение стихов о
маме – «Конкурс чтецов»; сюжетно-ролевая игра «Ателье»;
дидактические игры: «Угадай профессию человека по запаху», «Отгадай загадку и
найди отгадку».
Чтение: Е. Благинина,
«Посидим в тишине»; С. Прокофьева, «Машины сказки»; А. Барто, «Вовка – добрая
душа». Е. Пермяк «Мамина работа». В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
Л. Квитко «Бабушкины руки».
|
«Театры Хабаровска»
|
«Хабаровск театральный»
Цель: Продолжить знакомить с культурным отдыхом горожан, театрами.
|
Просмотр презентации
«Театры Хабаровска». Посещение театров: «Музкомедии», «ТЮЗ». Экскурсия «За
кулисами театра». Создание группового альбома «Театры Хабаровска».
Рассматривание иллюстраций. Рисование «Мой любимый театр».
|
|
Апрель
|
«Мы и космос»
|
НОД «Это загадочный космос».
Цель: познакомить детей с символикой созвездий, вызвать интерес к
космическому пространству; расширять представления о профессии космонавта,
воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.
|
Рассказ воспитателя о
космонавтах. Беседа о том, что в
космосе летают люди национальностей. (Они дружны, поэтому у них все
получается). Игра «Космонавты». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой
игры «Космонавты». Рисование на тему «Космический коллеж». Конструирование:
«Космический корабль». Беседа «Покорение космоса». Аппликация: «Космический
корабль летит к звездам». Ручной труд «Наш космический корабль».
Беседа "Народные
промыслы". Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке;
прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по
мотивам русского народного творчества.
Чтение: Я. К. Голованов
«Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О
чём рассказал телескоп».
|
«Природа нашего края»
|
НОД «Пришла весна-земля
проснулась». Цель: Воспитывать интерес к родной природе.
|
Беседы «Что такое лес?»,
«Кто живет в лесу?», «Река Амур зимой и летом». Познавательные
встречи «В гостях у Почемучки».
Проект «Птицы нашего края».
Викторина «Люби и знай свой край родной». Цель: Расширить представления детей о животном и
растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях, воспитать в
детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту
родного края. «Животный мир нашего
края». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой
приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей
познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное
отношение к животным. Игра - викторина
«Животные нашего края». Цель: Закрепить знания детей о животных наших
лесов. Чтение произведений из книги
«Времена года» С.Д. Шлотгауэра, «Лукошко», Ю.Архаров «В родном краю».
|
|
Май
|
«День победы»
|
«9 мая – День Великой
Победы». Задачи: Знакомить с общественными праздниками и событиями. Обогатить
знания детей о празднике — Дне победы. Развивать представления о родах войск.
Познакомить с пословицами о войне.
|
Встреча с фронтовиком
(прадедушкой одного из детей). Беседа о войне с просмотром фрагментов
фильмов. Слушание и пение фронтовых песен. Игры (соревновательного
характера). Изготовление праздничных открыток. Высаживание цветов на аллею
детского сада. Аппликация «Салют над Амуром». Рисование: «День победы в
городе», «На высоких берегах Амура».
Развлечение ко «Дню
города». Цель: Содействовать эмоциональной вовлеченности детей в событии
городской жизни.
Экскурсия к вечному огню
с возложением цветов к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей
мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память
погибших. Чтение произведений С. Михалков «День Победы»; С. Щипачев «1941г.»;
А. Смирнов «Кто был на войне»; Е. Благина «Шинель»; Е. Трутнева «Победа»; В.
Берестов «Военная игра»; В. Орлов «Рисунок»; С. Алексеев «Последние метры».
|
Работа с родителями
|
Составление совместно с
детьми рассказа «Происхождение моей фамилии». Совместные развлечения
«Знакомство с бабушкиными игрушками», «У семейного очага». Оформление стенда
"Хабаровск — столица нашего края" (вместе с родителями). Совместные
проекты «Альбом памяти», «Наш Хабаровск (исторический и современный), «Край
Хабаровский», «Герб и гимн моей семьи», «Хабаровск театральный».
Помощь в оформлении
альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши» «Мой папа в армии служил».
Выставка семейных фотографий, реликвий.
Папка-передвижка «Прогулки по городу», «Мы в музеи». Совместные
мероприятия: «День матери», «Папа, мама, я – спортивная семья», выезды в
музеи и театры, «Осеннины»,
Консультация “Приобщение
детей к народным традициям”, “Как праздновали Пасху на Руси”, «Продуктивные
способы воспитания: поощрение или наказание?», "Развитие
исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на
природе".
Фотовыставка с участием
родителей «Детский сад, глазами детей»; « Мои друзья»; «Мой прадед – герой!»,
«Моя мама», «Мой папа», «Любимые места города».
Выезд-экскурсия
«Хабаровск театральный».
|
Перспективный
план (подготовительная группа)
месяц
|
Тема
|
НОД
|
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных
моментах
|
Сентябрь
|
«Мой город и моя страна»
|
«Государственный гимн России». Цель:
познакомить с государственным гимном России и правилами его использования,
рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его
признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от
них.
|
"Экскурсия по
Хабаровску" (по иллюстрациям). "Прогулка по Хабаровску"
(видеофильм под гимн Хабаровского края).
Рисование и размещение
архитектурных сооружений на карте «Карта города» (детализированная). Учить
рисовать карту города и играть с ней.
Д\и «Собери город»
(разрезные открытки). Слушанье песен о городе Хабаровских композиторов. Цель:
Закрепить знания о родном городе, об улицах города. Чтение произведений
дальневосточных писателей о городе Хабаровске.
|
Октябрь
|
«Народы Хабаровского
края»
|
НОД «Искусство народов Хабаровского края».
Цель: продолжать знакомить детей с коренными народами Хабаровского края, с их
бытом и народными промыслами. Воспитывать
уважение к людям, проживающих в нашем крае.
|
Рисование «На охоте, на
рыбалке» (из личного опыта, по представлениям). Ручной труд «Туесок» (береста
березы, природный материал). Экскурсия в краеведческий музей. Создание узоров
элементами народов Хабаровского края аппликацией, рисованием. Рассматривание
изделий (иллюстраций) декоративно- прикладного искусства
народов края. Просмотр презентации «Прикладное искусство и промыслы
народов Хабаровского края». Беседы: «Художники - иллюстраторы»,
«Особенности искусства народов края». Чтение нанайских
и эвенских сказок.
|
Ноябрь
|
«Мир природы»
|
«Мы – друзья природы». Цель:
Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес
к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении
и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе.
Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.
|
«Тайны птичьего мира
Хабаровского края». Развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с
удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать
познавательные способности детей. «Рыбное царство реки Амур». Дать понятия,
что в реке Амур, так же как на земле обитают животные, растения, рыбы;
познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек,
насекомых; воспитывать бережное отношение к водным обитателям. Просмотр
презентаций «Животный мир Хабаровского края», «Кладовые земли Хабаровской».
Конкурс рисунков «Природа Хабаровского края». Произведения из книги «Времена года» С.Д.
Шлотгауэра
|
Декабрь
|
«Новогоднее настроение»
|
«Новый год у ворот». Цель
и задачи: Познакомить детей с новогодними традициями России и других стран.
Формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их
возникновение. Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость
другим людям (прощать обиды, дарить подарки, научить делать пожелания.
|
Беседа: «Какое время
года?» «Зимние приметы» Цель: закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях,
праздниках. Д/И. «Магазин ѐлочных
игрушек». П/И. «Лесной переполох», «Были бы у ѐлочки ножки». Беседа: «Я бы
хотел получить в подарок от Деда Мороза…» (составление письма с пожеланиями).
Рассматривание картины «Зимние забавы», книг и иллюстраций о новогоднем
празднике. Рассказ воспитателя: “Как правильно украшать елку”. Отгадывание
загадок из сундука Деда Мороза. Раскраски на новогоднюю тему. Изготовление
снежных построек на участке. Выставка совместного творчества детей и
родителей «Альтернативная ель». Конструирование из бросового материала
«Новогодний колокольчик». Раскрашивание картинок на новогоднюю тему. Разучивание песен к
празднику Новый год. Елочная игрушка из соленого теста «Снежинка». Сюжетно-ролевая игра:
“Семья – встреча Нового Года”.
Чтение художественной
литературы: Г.Х Андерсен «Ёлка», Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку», «Дед Мороз прислал нам елку» В.
Петрова, Г. Андерсен «Снежная королева»
|
Январь
|
«Моя Родина»
|
НОД« Что мы знаем о нашей
Родине», «Наша Родина – Россия, наш язык - русский». Цель: Воспитывать у
детей любовь к своей Родине, родному городу; активизировать словарь детей
русскими пословицами и поговорками.
|
Рисование Красная
площадь. Рассматривание карт, символов
России, края, города, иллюстраций и открыток столиц страны и края. Беседы:
«Что я знаю о Москве, Хабаровске, Комсомольске». «Четвертый лишний» -
закрепление памятников России, края, города. Работа в мини-музее группы.
«Родное Приамурье». Задачи: продолжать знакомить детей с Хабаровским краем -
его природными ресурсами, достопримечательностями, заповедниками, значением
края на Дальнем востоке и России. Конкурс знатоков родного края. Цель:
Закрепить знания детей о городе.
Город в прошлом и настоящем. Заучивание «С чего
начинается родина». Чтение С. Баргузин «Страна, где мы живём».
|
Февраль
|
«Чудеса края»
«Защитники
Отечества»
|
НОД «Семь чудес
Хабаровского края» - познакомить детей с чудесами родного края, рассказать об
их значении для народа.
|
Рассматривание
группового альбома «Чудеса нашего
края», иллюстраций и презентации. Рисование «Озеро лотосов», экскурсия на
озеро лотосов.
Беседа «Хабаровчане -
защитники Родины». Цель: Углубить знания
детей о защитниках нашей
Родины, напомнить о памятных местах, посвященные им.
Праздник Пап « День
защитника Отечества». Аппликация
«Подарок папе». Оформление стенда « Они служили в мирное время». Лепка « Солдат на посту». НОД «Мир –
это главное слово на свете». Цель: Ознакомить со стихами и
пословицами о мире, солдатским письмом
– треугольником. Воспитывать у детей уважение
к защитникам нашей Родины.
Пословицы и
поговорки о силе, мужестве и доблести.
Л. Кассиль «Твои
защитники», Е. Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор».",
А. Маркуша "Я – солдат и ты – солдат".
Рассказы В.П. Сысоева
|
Март
|
«Красная книга»
«Моя мама»
|
«Хабаровский край – земля
заповедная». Цель: Познакомить детей с заповедниками края; формировать
бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости.
|
Беседа, рассматривание
иллюстраций «Красная книга земли Хабаровской». Цель: сформировать
первоначальное представление о Красной книге; продолжать формирование системы
знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Сочинение
сказки «Приключение в тайге». Составление описательного рассказа по
иллюстрациям «Красной книги».
Рисование «Кого надо охранять».
Рассматривание иллюстраций,
просмотр презентаций «Заповедники края», «Краснокнижные животные Хабаровского
края», «Растения Красной книги». Лепка: «Белоклювая гагара» (глина).
Рисование: «Белоклювая гагара». «Амурский тигр». Ручной труд: «Животное
тайги» (природный материал).
Обучение рассказыванию,
«Составление рассказов-описаний внешности мамы по опорному плану-схеме».
Обсуждение ситуаций из жизни семьи –
«Как помочь маме вечером»;
сюжетно-ролевая игра «Семья»;
пальчиковая гимнастика: «Семья», «Кто приехал?». Аппликация праздничных
открыток для мам. Чтение произведения С. Прокофьевой «Сказка про маму»; заучивание
стихов: Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Берестова «Мама», П. Синявского
«Разноцветный подарок» (по выбору детей);
чтение рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер», Усенко Н. «Травы мои
приамурские», Шульжик В «Запах моря», Загорулько А. «Таёжные малыши».
|
Апрель
|
«Русская народная
культура»
«Богатства земли
Хабаровской»
|
НОД «Путешествие по
святым местам Хабаровска» (Храмы Хабаровска). Цель: Познакомить детей с Храмами
Хабаровска. Приобщение детей к истокам православной культуры.
НОД «Богатства земли
Хабаровской» - познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края.
|
Экскурсия совместно с
родителями «Хабаровск православный». Просмотр иллюстраций, книг, видеофильмов.
«Праздник Пасхи». Цель: формировать
интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о
национальной культуре в разных видах деятельности.
Совместное создание
коллекции «Полезные ископаемые Хабаровского края». Просмотр презентации и
видеофильма «Природные богатства края». Д.Д. Нагишкин «Амурские сказки»
М.Ю. Лермонтов «Родина».
С. Баруздин «За Родину».
О. А. Скоролупова
«Покорение космоса», Н. Носов «
Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе .
|
Май
|
«Наша Победа»
|
«Славный День Победы». Цель: Воспитание патриотических
чувств. Создать
у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять
представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы,
используя ИКТ; побуждать уважительно относиться к подвигу наших
соотечественников.
|
Целевая прогулка
«Памятники воинам ВОВ в городе» (возложение цветов). Целевая прогулка к
площади Ленина и Воинской Славы «Подготовка города к празднованию «Дня
Победы». Обратить внимание на красиво убранные улицы, чистоту. Воспитывать
чувство гордости и любви к родному городу. Слушание песен
военно-патриотической тематики. Досуг, посвященный Дню Победы. Выставка
репродукций художников, писавших о
Великой Отечественной войне. « Ордена
и медали Великой Отечественной Войны». Цель: Показать детям фотоматериалы с
изображением орденов и медалей. Изготовление подарков для ветеранов,
посещение «Дома ветеранов» с концертом.
Отгадывание кроссворда
«Знай и люби свой город». Конкурс среди детей
«Знатоки родного города Усмани». Закрепить знания детей по истории
города, о достопримечательностях родного города; вызвать чувство гордости за
свой родной город, стремление сделать его еще краше, узнать что – то новое о
его истории. Викторина « Мир за мир». Цель: Закрепить знание боевых традиций
нашего народа, воспитывать. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», И. Новиков
«Страницы великой победы».
|
Работа с родителями
|
Совместные проекты:
«Птицы Хабаровского края», «Рыбное царство реки Амур», «Красная книга земли
Хабаровской», «Природные богатства земли Хабаровской», «Коренные народности
нашего края». Конкурс «Дед Мороз», «Зимняя сказка» выставка рисунков.
Конкурс: Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица». Фотогазета
с рассказами детей «Самый лучший папа мой!». Межгрупповые спорт соревнования
«Защитник Отечества».
Познавательная игра
совместно с родителями «Что? Где? Когда?». Сбор краеведческого материала с
участием родителей. Помощь в создании
мини-музея. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала.
Развлечение «Путешествие
Почемучек». .Стенгазета «Вкусняшки от мамочки». Совместное создание в группе
огорода. Папка – передвижка с рассказами детей «Нашим дорогим мамам
посвящается!».
Консультации:
«Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой», «Игрушки в жизни
ребёнка 6-7 лет», «Прикоснись к природе», «Как воспитывать детей?»,
«Особенности общения с детьми в семье», «О дружбе», «Учимся отмечать
праздники», «Учим любить природу», «Расскажи ребёнку о Красной книге»,
«Экологическое воспитание дошкольников», «Бережное отношение к природе»,
«Приобщение детей к народным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли
знакомить дошкольников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей»,
"Этот День Победы...", «Расскажем детям о Великой Отечественной
войне».
Папка-передвижка «Осень»,
«День знаний», «День дошкольного работника», «День матери», «Рождество»,
«Народные игры и забавы», «День защитника Отечества», «День космонавтики»,
«День Победы».
Выезд-экскурсия «Книжная
полка», «Кинологический центр», «Дорогой смелых (МЧС)», «Краеведческий
музей», «Военно-исторический музей», «О Хабаровске».
Лепбук «ПДД для детей»,
«Животный мир Хабаровского края», «Моя малая родина – Хабаровск», «Вода»,
«Наши защитники», «Хлеб всему голова», «Детям о ВОВ».
|
Книги для чтения:
·
«Весёлые
бубенчики» (хрестоматия произведений дальневосточных писателей для детей
дошкольного возраста)
·
«Лукошко»
(хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста)
·
С. Георгиев
«Амурчик или приключения тигрёнка» (сказочная повесть)
·
Е. Неменко
«Необыкновенные истории о медвежонке Тишке и тигрёнке Рыки».
Список
литературы:
1.
Волчкова В.Н.,
Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе».- Воронеж, 2010.
2.
Жуковская Р.И.
«Родной край» -М., 1990.
3.
Алешина Н.В.
«Патриотическое воспитание дошкольников». 2005г.
4.
Алешина Н.В.
«Ознакомление дошкольников с окружающим и действительностью (по всем возрастным
группам). 2005г.
5.
«Мой родной
город» (о Москве).
6.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и
игры с дошкольниками. – М., 2004.
7.
Буре Р.С. Дружные
ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.:
Просвещение, 2004.
8.
Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М.
А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования. – М.: Мозаика – синтез, 2014.
9.
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.
М., 2004.
10.
Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое
воспитание детей» (4-6 лет, 6-7 лет). – Москва: Сфера, 2007.
11.
Жариков А.Д. Растим детей патриотами. М.,
1980.
12.
Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина.
М., 1984
13.
Маханёва
М. Д Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. – Сфера, 2009.
14.
Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как
средство патриотического воспитания
// Дошкольное воспитание – 2003г. - № 6
15.
Интернет ресурсы
Комментариев нет:
Отправить комментарий