Проект "Мой край, моя Родина"

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Мой край, моя Родина»
(Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-7 лет
через ознакомление с родным краем и страной)

                                                                                            

Проект разработан и реализуется  в соответствии с  «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.» и программой ДОУ «Региональная программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем «Люби и знай свой край родной»», а также парциальными программами  ДОУ.
Нормативно - правовое обеспечение проекта
·         «Закон  об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
·        «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г  требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
·        «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление  от 22.07.2010г. N 91  «Об утверждении  СаНпиН 2.4.1.2660-10»). 

Актуальность:
Проблема  нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены, задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно.
     Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.                                             
    Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.   Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.                                                                 
     Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.  Важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Поэтому считаем тему нравственно-патриотического воспитания актуальной и необходимой.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Работая над созданием проекта, учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, общие закономерности его развития и особенности становления личности на каждом возрастном этапе.
Задачи:
1. Формирование: чувств  любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края и страны; творческого воображения через поэтические произведения и восприятие картин писателей и художников; умения ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
2. Развитие:  эмоционально - ценностного  отношения к семье, дому, улице, краю, стране.  Бережного отношения к людям, достопримечательностям,  культуре, природе города  и края.
 3. Воспитание  чувства гордости за своих земляков, ответственности  и сопричастности  ко всему, что происходит в городе, крае; уважительного отношения к местному фольклору, «традициям» родного края.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги группы.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: 2 года (старшая и подготовительная группа).

Принципы реализации проекта:
      Проект реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей:
Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью организовано сотрудничество с краеведческим музеем города Хабаровска и библиотекой, подбирается материал о нашем крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип  интегративности  реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем села и др.   Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Хабаровска.
Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к  сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Методы работы:
-                словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
-                наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
-                практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Примерные направления  деятельности дошкольников по изучению г. Хабаровска  и Хабаровского края
·        географическое положение, место на карте;
·        природные богатства;
·        что дает наш край стране;
·        историческое прошлое;
·        улицы родного города;
·        города Хабаровского края;
·        люди разных профессий нашего края
·        культурные и архитектурные памятники;
·        знаменитые земляки;
·        таланты земли хабаровской
·        культурное наследие родного края

    Формы и особенности организации  деятельности:
Ø чтение художественной и научно-познавательной литературы;
Ø чтение произведений и стихотворений дальневосточных писателей;
Ø непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому и художественно- эстетическому развитию (ознакомление с окружающим, социальной действительностью, экологическое воспитание, художественно- продуктивное творчество);
Ø встречи с ветеранами, интересными людьми;
Ø экскурсии по городу, целевые прогулки;
Ø организация сюжетно - ролевых и дидактических игр по ознакомлению с родным краем;
Ø очно-заочные путешествия по Хабаровскому  краю и Хабаровску.
Ø устные журналы, беседы;
Ø составление творческих рассказов,  сочинение стихов о родном городе;
Ø исследования и проекты;
Ø тренинги;
Ø КТД по сбору материалов для групповых альбомов по различным направлениям краеведческой работы;
Ø посещение краеведческих музеев, выставок, театров.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Формы и методы работы с детьми:
·        Занятия, беседы;
·        Игровая деятельность;
·        Сюжетно-ролевые игры;
·        Игры – путешествия, викторины;
·        Оформление дидактических игр по краеведению:
·        “Узнай, где я нахожусь? », «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
·        Проведение совместных праздников;
·        Экскурсии, целевые прогулки;
·        Развлечения, основанные на русском фольклоре;
·        Спортивно – театрализованные досуги;
·        Выставки детского рисунка.

Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг знаний  детей на начало и конец учебного года.

Ожидаемые результаты:   Дети имеют представления о городе,  в котором они живут,  об исторических памятниках. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности;  культуру, обычаи и традиции русского народа и коренных народов Хабаровского края, могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения. Проявляют интерес к родному городу,  краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Реализация программы  позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры нашего края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу и краю.

Перспективный план работы (старшая группа)

месяц
Тема
НОД
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Сентябрь
«Моя семья»
«Семья». Цель: Расширить представления о своей семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, учить составлять рассказ о своей семье, прививать любовь к членам семьи. Составление рассказа из личного опыта «Где живут мои родные».
«Родословная – старинная русская традиция». Цель: продолжать воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилии, о традициях и обычаях. Воспитывать уважительное отношение к старшим. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Рассматривание картин: «Семья» Ю.П. Кугача, «Посидим в тишине» - к стихотворению Благининой, «Славянская семья».
Беседы: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка».                                                         Проект «Семейные традиции. Отгадывание загадок о семье. Разучивание песни «Семья». Выставки: «Герб моей семьи», «Летом отдыхаем всей семьей».  Пальчиковая игра «Моя семья». Оформление выставки «Моя семья».                           
Выставка рисунков на тему: «Моя семья»; «Моя мама и я», «Мой папа на работе».
Развлечение «Наш любимый паповоз». «День Матери».  С-р игра: «Семья». Цель: Расширить представления о своей семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, учить составлять рассказ о своей семье, прививать любовь к членам семьи. Составление рассказа из личного опыта «Где живут мои родные». Рисование –  «Дом для моей семьи»; викторина –  «Что ты знаешь о своих родителях?»;  словесные игры:  «Назови ласково»,  «Подскажи словечко»,  «Скажи какой? Какая?»,  «Папа и мама» (словообразование: мужскую профессию преврати в женскую).
Чтение рассказов: Л. Толстого «Дед и внучек», А. Ким «Моя родня», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья»,  чтение стихотворений, заучивание пословиц. В. Осеева  «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик».
Октябрь
«Мой детский сад»
«Детский сад – моя вторая семья». Цель: вызывать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде, развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную речь; способствовать развитию воображения, развивать творчество.
«Кто нас воспитывает?». Цель: воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им, доставлять радость; уточнить знания о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, музыкальный руководитель, тренер по физкультуре, логопед, дворник, прачка и т.д.
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.                                                                   Экскурсия по улице, составление схемы «Я иду в детский сад».                                             Экскурсия по детскому саду, по территории.                                                               Рассматривание фотоальбома «Летопись детского сада».                                                 «День рождения детского сада». «Нам весело живется».                                                      С-р игра «Детский сад». Труд по уборке листьев на участке детского сада.
Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад". Рисование на тему «Моя любимая группа»; составление схемы «Я иду в свой детский сад»;  дидактические игры: «Найди работников детского сада» (выбрать из предложенных картинок изображение профессий детского сада);   «Узнай по фотографии» (назвать имя отчество человека, его профессию, что он делает);  «Узнай профессию человека по запаху» – копилка запахов (запах лекарства – врач, медсестра; запах оструганного дерева – плотник; запах свежего белья – кастелянша; запах хлеба, жареного лука – повар и т.д.); праздник «С днем рождения, детский сад!».
Ноябрь
«Мой город родной»
НОД «Мой родной ХАБАРОВСК».  Цель: познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далёким предкам, землякам Хабаровского края, бережное отношение к истории родного города.
Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям). Игра "Магазин сувениров" ("продажа" сувениров посвящённые городу Хабаровску). Прослушивание песен о родном городе (в записи или чтение стихотворений о городе). Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.
Изготовление альбома "Природа моего края". Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада). Коллаж «Самая красивая улица» Познакомить с понятием «коллаж». Учить создавать коллаж из различных материалов. «Поэты и писатели Хабаровского края». Рассказать о творчестве местных поэтов, познакомить детей с их произведениями. НОД «Мои  семейные корни» - о происхождении фамилии. Рисование « Мое семейное дерево». Цель: Воспитывать интерес  к своей родословной.
Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу». Цель: Учить отображать в рисунке впечатления о наблюдениях; воспитывать любовь к родным местам.
Игра «Путешествие по родному городу». Воспитатель показывает иллюстрации с разными достопримечательностями города, с которыми дети уже знакомы, а дети – экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся. Совместное изготовление макета «Макет микрорайона детского сада» . Беседа, рассматривание картин «Хабаровские художники». Знакомить с творчеством местных художников. Воспитывать чувство восхищения и гордости красотой родного края. Рисование «Московский кремль». «Рассвет в городе». Рисование  достопримечательностей города. Экскурсия  с родителями «Парки города». Цель: Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.
Чтение произведений Д.Д. Нагишкина и Н.Д. Наволочкина о Хабаровске.
Декабрь
«История города»
НОД «История возникновения г. Хабаровска». Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного города, страны.
Экскурсия в краеведческий музей «История возникновения города». Знакомить детей с историей возникновения города и его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.
Целевая прогулка «Памятник графу Муравьеву – Амурскому». Закрепление знаний детей об основателе города. Составление рассказов о родном городе по названиям улиц «Как давали названия улицам в прошлом». Напомнить, что по названиям улиц можно узнать отдельные моменты из истории города.
Игровое упражнение «Кто, где работает в нашем городе». Дети рассматривают фото с изображением разных предприятий, где работают горожане. У детей – картинки с изображением людей разных профессий. Соединить картинку воспитателя со своей картинкой.
Д/и «Узнай, где нахожусь». Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. «Герб города Хабаровска». Рассказать, что обозначают изображенные на гербе символы, дать дополнительную информацию. Праздник «Зимнее путешествие по родным краям». Игра - лото «История родного города». Цель: Закрепить у детей представление об истории родного города.
«На новогодней карте»
«Путешествие в город Великий Устюг к Деду Морозу». Задачи: Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения новогодней елочки. Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях. Обобщить представление детей о главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе. Развивать познавательность, наблюдательность, активность.  Воспитать в детях любовь к природе.


Загадки о зиме. Беседа о встрече Нового года в других странах. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках. Составление письма Деду Морозу. Рисование на тему "Новогоднее представление". Аппликация "Главная ёлка нашего города". Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями), «Кормушки для птиц». Акция "Подкормим птиц".
«Елочка, елка, лесной аромат». Расширить знания по теме: «Деревья Хабаровских лесов». Учить различать по листьям дуб, рябину, клен, березу; по хвое и шишкам – ель, сосну.
Чтение: С. Маршак «Двенадцать месяцев». Круглый год (декабрь). Р. н. с. «Снегурочка». Е. Трутнева «С Новым годом!».
Январь
«Народные игры и забавы»
«Традиции россиян». Цель: познакомить с традиционными русскими народными зимними праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими; привить любовь к традиционным праздникам, играм и забавам; развивать понимание назначение праздников.
Развлечение «В гости коляда пришла». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам. Игра - забава «Веселись детвора». Народные игры: «Горелки», «Горелки с платочками». Игры народов Хабаровского края.
«Наша Родина»
НОД комплексное «Государственные символы России. Создадим эмблему группы». Цель: Формировать элементарное представление о символике нашей страны; развивать познавательный интерес  к истории государства.
Ручной труд –  «Наш флаг»;  дидактические игры: «Найди Российский флаг» (среди флагов), «Найди Российский герб», «Узнай Российский гимн»;  упражнение для координации речи с движением – «Небо синее в России»;   пословицы и поговорки: «Человек без Родины, что соловей без песни», «Всякому мила родная сторона». Беседа «Россия на шаре земном». Цель: Расширить представление детей о Родине, ее месте на планете Земля.
Чтение: В. Степанов, «Наша Родина – Россия»; А. Кудрявцева, «Я живу в России», заучивание стихотворения В. Степанова «Наш флаг», Кохан Е.К. «На скрипочке ветра»
Февраль
«Мы такие разные»
НОД «Деревянная архитектура города». Цель: Познакомить с памятниками архитектуры.
Беседа о людях разных национальностей, живущих в Хабаровском крае. Рассматривание фотографий, предметов одежды, людей разных национальностей. Составление рассказов о будущем малой и большой Родины. Просмотр презентации «Народы Хабаровского края».
Выставка - стенд «Хабаровск-деревянный». Цель: Сравнить  архитектуру прошлого и настоящую г. Хабаровска. Аппликация «Деревянная изба».
Чтение: Л. Миланич «Земляки», Г.А. Меновшиков «Сказки Севера», Юдин Е. «Поехали: сказки и стихи». Чтение Маршак С. «Февраль», «Пограничник». Орлов В. «Кому что снится», Аким Я. «Мужчина в доме»; Берестов В. «Богатыри», «Экспедиция»; Кузьмин Л. «Как до небес подняться». С. Феоктистов «Ковёр маленькой Эмги»
«Богатыри земли русской»
«Богатыри земли русской». Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Лепка «Кружка для дедушки». Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова. Слушание былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке.                                                      Беседа об оружии, одежде богатырей Руси и о защитниках России.                                    
Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества. Просмотр видеофильма "Защитники Отечества". Пение песен об армии. Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение "Вместе с папой".
Рассказы пап о службе в армии. «Памятники защитникам Отечества в родном городе». Продолжать знакомить детей с людьми, прославившими Россию; с памятниками защитникам Отечества, установленных в нашем городе. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны
Праздник «День защитника Отечества» вместе с папами.   Оформление альбома: «Мой папа в армии служил».     Конструирование из бумаги  «Военная техника».   Выставка «Есть такая профессия – защищать Родину».    
Чтение:     Д.Д. Нагишкин «Храбрый Азмун», «Самый сильный»;
Былины про Добрыню Никитича, Алёши Поповича, Дубыню, Усыню и Горыню.
сказка «Финист – Ясный сокол»                                                                                                           
Март
«Моя мама»
«Моя мама лучше всех». Задачи: воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее; учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме; вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать ее в аппликации.

Составление книжки-сборника рассказов детей о своих мамах –    «Моя любимая мамочка». «Профессии наших мам». Цель: воспитывать у детей чувство любви и привязанности к маме и женщинам ближайшего окружения; воспитывать бережное отношение к труду женщин дома, желание помочь им, чувство гордости за общественно - полезный труд женщины.
 Рисование –  «Портрет мамы»;  ручной труд –  «Блюдце для мамы»; чтение стихов о маме –  «Конкурс чтецов»;   сюжетно-ролевая игра «Ателье»; дидактические игры: «Угадай профессию человека по запаху», «Отгадай загадку и найди отгадку».
Чтение: Е. Благинина, «Посидим в тишине»; С. Прокофьева, «Машины сказки»; А. Барто, «Вовка – добрая душа». Е. Пермяк «Мамина работа». В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Л. Квитко «Бабушкины руки».
«Театры Хабаровска»
«Хабаровск театральный» Цель: Продолжить знакомить с культурным отдыхом  горожан, театрами.
Просмотр презентации «Театры Хабаровска». Посещение театров: «Музкомедии», «ТЮЗ». Экскурсия «За кулисами театра». Создание группового альбома «Театры Хабаровска». Рассматривание иллюстраций. Рисование «Мой любимый театр».
Апрель
«Мы и космос»
НОД «Это загадочный космос». Цель: познакомить детей с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширять представления о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.
Рассказ воспитателя о космонавтах.  Беседа о том, что в космосе летают люди национальностей. (Они дружны, поэтому у них все получается). Игра «Космонавты». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты». Рисование на тему «Космический коллеж».                              Конструирование: «Космический корабль». Беседа «Покорение космоса». Аппликация: «Космический корабль летит к звездам». Ручной труд «Наш космический корабль».
Беседа "Народные промыслы". Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Чтение: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп».
«Природа нашего края»
НОД «Пришла весна-земля проснулась». Цель: Воспитывать интерес к родной природе.
Беседы «Что такое лес?», «Кто живет в лесу?», «Река Амур зимой и летом».                          Познавательные встречи «В гостях у Почемучки».   Проект «Птицы нашего края».  Викторина «Люби и знай свой край родной». Цель:  Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях, воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края.    «Животный мир нашего края». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.   Игра - викторина «Животные нашего края». Цель: Закрепить знания детей о животных наших лесов.    Чтение произведений из книги «Времена года» С.Д. Шлотгауэра, «Лукошко», Ю.Архаров «В родном краю».                                                                                                              
Май
«День победы»
«9 мая – День Великой Победы». Задачи: Знакомить с общественными праздниками и событиями. Обогатить знания детей о празднике — Дне победы. Развивать представления о родах войск. Познакомить с пословицами о войне.


Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Слушание и пение фронтовых песен. Игры (соревновательного характера). Изготовление праздничных открыток. Высаживание цветов на аллею детского сада. Аппликация «Салют над Амуром». Рисование: «День победы в городе», «На высоких берегах  Амура».
Развлечение ко «Дню города». Цель: Содействовать эмоциональной вовлеченности детей в событии городской жизни.
Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. Чтение произведений С. Михалков «День Победы»; С. Щипачев «1941г.»; А. Смирнов «Кто был на войне»; Е. Благина «Шинель»; Е. Трутнева «Победа»; В. Берестов «Военная игра»; В. Орлов «Рисунок»; С. Алексеев «Последние метры».
Работа с родителями
Составление совместно с детьми рассказа «Происхождение моей фамилии». Совместные развлечения «Знакомство с бабушкиными игрушками», «У семейного очага». Оформление стенда "Хабаровск — столица нашего края" (вместе с родителями). Совместные проекты «Альбом памяти», «Наш Хабаровск (исторический и современный), «Край Хабаровский», «Герб и гимн моей семьи», «Хабаровск театральный».
Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши» «Мой папа в армии служил». Выставка семейных фотографий, реликвий.  Папка-передвижка «Прогулки по городу», «Мы в музеи». Совместные мероприятия: «День матери», «Папа, мама, я – спортивная семья», выезды в музеи и театры, «Осеннины»,
Консультация “Приобщение детей к народным традициям”, “Как праздновали Пасху на Руси”, «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?», "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе".
Фотовыставка с участием родителей «Детский сад, глазами детей»; « Мои друзья»; «Мой прадед – герой!», «Моя мама», «Мой папа», «Любимые места города».
Выезд-экскурсия «Хабаровск театральный».


Перспективный план (подготовительная группа)

месяц
Тема
НОД
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Сентябрь
«Мой город и моя страна»
 «Государственный гимн России». Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.
"Экскурсия по Хабаровску" (по иллюстрациям). "Прогулка по Хабаровску" (видеофильм под гимн Хабаровского края).
Рисование и размещение архитектурных сооружений на карте «Карта города» (детализированная). Учить рисовать карту города и играть с ней.
Д\и «Собери город» (разрезные открытки). Слушанье песен о городе Хабаровских композиторов. Цель: Закрепить знания о родном городе, об улицах города. Чтение произведений дальневосточных писателей о городе Хабаровске.
Октябрь
«Народы Хабаровского края»
НОД «Искусство народов Хабаровского края». Цель: продолжать знакомить детей с коренными народами Хабаровского края, с их бытом и народными промыслами.  Воспитывать  уважение к людям, проживающих в нашем крае.
Рисование «На охоте, на рыбалке» (из личного опыта, по представлениям). Ручной труд «Туесок» (береста березы, природный материал). Экскурсия в краеведческий музей. Создание узоров элементами народов Хабаровского края аппликацией, рисованием. Рассматривание изделий (иллюстраций) декоративно- прикладного  искусства  народов края. Просмотр презентации «Прикладное искусство и промыслы народов Хабаровского края». Беседы: «Художники - иллюстраторы», «Особенности искусства народов края». Чтение нанайских и эвенских сказок.
Ноябрь
«Мир природы»
«Мы – друзья природы». Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
«Тайны птичьего мира Хабаровского края». Развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей. «Рыбное царство реки Амур». Дать понятия, что в реке Амур, так же как на земле обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, насекомых; воспитывать бережное отношение к водным обитателям. Просмотр презентаций «Животный мир Хабаровского края», «Кладовые земли Хабаровской». Конкурс рисунков «Природа Хабаровского края». Произведения из книги «Времена года» С.Д. Шлотгауэра
Декабрь
«Новогоднее настроение»
«Новый год у ворот». Цель и задачи: Познакомить детей с новогодними традициями России и других стран. Формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (прощать обиды, дарить подарки, научить делать пожелания.
Беседа: «Какое время года?» «Зимние приметы» Цель: закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях, праздниках. Д/И.  «Магазин ѐлочных игрушек». П/И. «Лесной переполох», «Были бы у ѐлочки ножки». Беседа: «Я бы хотел получить в подарок от Деда Мороза…» (составление письма с пожеланиями). Рассматривание картины «Зимние забавы», книг и иллюстраций о новогоднем празднике. Рассказ воспитателя: “Как правильно украшать елку”. Отгадывание загадок из   сундука Деда Мороза. Раскраски на новогоднюю тему. Изготовление снежных построек на участке. Выставка совместного творчества детей и родителей «Альтернативная ель». Конструирование из бросового материала «Новогодний колокольчик». Раскрашивание картинок на новогоднюю тему. Разучивание песен к празднику Новый год. Елочная игрушка из соленого теста «Снежинка». Сюжетно-ролевая игра: “Семья – встреча Нового Года”.
Чтение художественной литературы: Г.Х Андерсен «Ёлка», Л. Воронкова «Таня выбирает  ёлку», «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова, Г. Андерсен «Снежная королева»
Январь
«Моя Родина»
НОД« Что мы знаем о нашей Родине», «Наша Родина – Россия, наш язык - русский». Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу; активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками.
Рисование Красная площадь.  Рассматривание карт, символов России, края, города, иллюстраций и открыток столиц страны и края. Беседы: «Что я знаю о Москве, Хабаровске, Комсомольске». «Четвертый лишний» - закрепление памятников России, края, города. Работа в мини-музее группы. «Родное Приамурье». Задачи: продолжать знакомить детей с Хабаровским краем - его природными ресурсами, достопримечательностями, заповедниками, значением края на Дальнем востоке и России. Конкурс знатоков родного края. Цель: Закрепить знания  детей о городе. Город  в прошлом и настоящем. Заучивание «С чего начинается родина». Чтение С. Баргузин «Страна, где мы живём».
Февраль
«Чудеса края»

«Защитники
Отечества»
НОД «Семь чудес Хабаровского края» - познакомить детей с чудесами родного края, рассказать об их значении для народа.
Рассматривание группового  альбома «Чудеса нашего края», иллюстраций и презентации. Рисование «Озеро лотосов», экскурсия на озеро лотосов.
Беседа «Хабаровчане - защитники Родины». Цель: Углубить знания  детей о защитниках  нашей Родины, напомнить о памятных местах, посвященные им.
Праздник Пап « День защитника Отечества». Аппликация  «Подарок папе». Оформление стенда « Они служили  в мирное  время». Лепка « Солдат на посту». НОД «Мир – это главное слово  на  свете». Цель: Ознакомить со стихами и пословицами  о мире, солдатским письмом – треугольником. Воспитывать у детей уважение  к  защитникам нашей Родины. Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
Л. Кассиль «Твои защитники», Е. Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор».", А. Маркуша "Я – солдат и ты – солдат".
Рассказы В.П. Сысоева
Март
«Красная книга»

«Моя мама»
«Хабаровский край – земля заповедная». Цель: Познакомить детей с заповедниками края; формировать бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости.
Беседа, рассматривание иллюстраций «Красная книга земли Хабаровской». Цель: сформировать первоначальное представление о Красной книге; продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Сочинение сказки «Приключение в тайге». Составление описательного рассказа по иллюстрациям «Красной книги». Рисование «Кого надо охранять».
Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций «Заповедники края», «Краснокнижные животные Хабаровского края», «Растения Красной книги». Лепка: «Белоклювая гагара» (глина). Рисование: «Белоклювая гагара». «Амурский тигр». Ручной труд: «Животное тайги» (природный материал).
Обучение рассказыванию, «Составление рассказов-описаний внешности мамы по опорному плану-схеме». Обсуждение ситуаций из жизни семьи –  «Как помочь маме вечером»;  сюжетно-ролевая игра «Семья»;  пальчиковая гимнастика: «Семья», «Кто приехал?». Аппликация праздничных открыток для мам. Чтение произведения С. Прокофьевой «Сказка про маму»; заучивание стихов: Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Берестова «Мама», П. Синявского «Разноцветный подарок» (по выбору детей);  чтение рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер», Усенко Н. «Травы мои приамурские», Шульжик В «Запах моря», Загорулько  А. «Таёжные малыши».
Апрель
«Русская народная
культура»

«Богатства земли Хабаровской»
НОД «Путешествие по святым местам Хабаровска» (Храмы Хабаровска). Цель: Познакомить детей с Храмами Хабаровска. Приобщение детей к истокам православной культуры.
НОД «Богатства земли Хабаровской» - познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края. 
Экскурсия совместно с родителями «Хабаровск православный». Просмотр иллюстраций, книг, видеофильмов. «Праздник Пасхи».  Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
Совместное создание коллекции «Полезные ископаемые Хабаровского края». Просмотр презентации и видеофильма «Природные богатства края». Д.Д. Нагишкин «Амурские сказки»
М.Ю. Лермонтов «Родина».
С. Баруздин «За Родину».
О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,  Н. Носов « Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе .
Май
«Наша Победа»
«Славный День Победы». Цель: Воспитание патриотических чувств. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.  Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.

Целевая прогулка «Памятники воинам ВОВ в городе» (возложение цветов). Целевая прогулка к площади Ленина и Воинской Славы «Подготовка города к празднованию «Дня Победы». Обратить внимание на красиво убранные улицы, чистоту. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу. Слушание песен военно-патриотической тематики. Досуг, посвященный Дню Победы. Выставка репродукций  художников, писавших о Великой Отечественной  войне. « Ордена и медали Великой Отечественной Войны». Цель: Показать детям фотоматериалы с изображением орденов и медалей. Изготовление подарков для ветеранов, посещение «Дома ветеранов» с концертом.
Отгадывание кроссворда «Знай и люби свой город». Конкурс среди детей  «Знатоки родного города Усмани». Закрепить знания детей по истории города, о достопримечательностях родного города; вызвать чувство гордости за свой родной город, стремление сделать его еще краше, узнать что – то новое о его истории. Викторина « Мир за мир». Цель: Закрепить знание боевых традиций нашего народа, воспитывать. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», И. Новиков «Страницы великой победы».
Работа с родителями
Совместные проекты: «Птицы Хабаровского края», «Рыбное царство реки Амур», «Красная книга земли Хабаровской», «Природные богатства земли Хабаровской», «Коренные народности нашего края». Конкурс «Дед Мороз», «Зимняя сказка» выставка рисунков. Конкурс: Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица». Фотогазета с рассказами детей «Самый лучший папа мой!». Межгрупповые спорт соревнования «Защитник Отечества».
Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?». Сбор краеведческого материала с участием родителей. Помощь в создании  мини-музея. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала.
Развлечение «Путешествие Почемучек». .Стенгазета «Вкусняшки от мамочки». Совместное создание в группе огорода. Папка – передвижка с рассказами детей  «Нашим дорогим мамам посвящается!».
Консультации: «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой», «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет», «Прикоснись к природе», «Как воспитывать детей?», «Особенности общения с детьми в семье», «О дружбе», «Учимся отмечать праздники», «Учим любить природу», «Расскажи ребёнку о Красной книге», «Экологическое воспитание дошкольников», «Бережное отношение к природе», «Приобщение детей к народным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей», "Этот День Победы...", «Расскажем детям о Великой Отечественной войне».
Папка-передвижка «Осень», «День знаний», «День дошкольного работника», «День матери», «Рождество», «Народные игры и забавы», «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы».
Выезд-экскурсия «Книжная полка», «Кинологический центр», «Дорогой смелых (МЧС)», «Краеведческий музей», «Военно-исторический музей», «О Хабаровске».
Лепбук «ПДД для детей», «Животный мир Хабаровского края», «Моя малая родина – Хабаровск», «Вода», «Наши защитники», «Хлеб всему голова», «Детям о ВОВ».

Книги для чтения:
·        «Весёлые бубенчики» (хрестоматия произведений дальневосточных писателей для детей дошкольного возраста)
·        «Лукошко» (хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста)
·        С. Георгиев «Амурчик или приключения тигрёнка» (сказочная повесть)
·        Е. Неменко «Необыкновенные истории о медвежонке Тишке и тигрёнке Рыки».

Список литературы:
1.     Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе».- Воронеж, 2010.
2.     Жуковская Р.И. «Родной край» -М., 1990.
3.     Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». 2005г.
4.     Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и действительностью (по всем возрастным группам). 2005г.
5.     «Мой родной город» (о Москве).
6.      Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
7.     Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
8.      Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика – синтез, 2014.
9.      Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
10.                        Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей» (4-6 лет, 6-7 лет). – Москва: Сфера, 2007.
11.                        Жариков А.Д. Растим детей патриотами. М., 1980.
12.                        Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина. М., 1984
13.                         Маханёва М. Д Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. – Сфера, 2009.
14.                        Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство  патриотического   воспитания  // Дошкольное  воспитание  – 2003г. - № 6
15.                        Интернет ресурсы



Комментариев нет:

Отправить комментарий