Проект «Дикие животные Хабаровского края» (для детей старшего дошкольного возраста)

 

Актуальность:

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного края. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче.

Ученые доказывают, что в результате общения с животными человек становится не только добрее, но и здоровее. Не может быть человеком Человек без внимательного, нежного и трепетного отношения к животным. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Можно задуматься, может ли человек, который выбрасывает на улицу котенка, щенка или другое живое существо, быть настоящим другом, хорошим родителем, искренне любящим вас человеком? Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе будем учится бережному отношению к животным.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животным – дети рисовали животных, делились впечатлениями от увиденных познавательных передач, рассматривали энциклопедии. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о диких животных Хабаровского края.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный

руководитель, инструктор по физической культуре.

Вид проекта: информационно-творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе реализации проекта «Дикие животные Хабаровского края».

Задачи проекта:

Для детей:

                   обогащать и систематизировать знания детей о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о подготовке животных к зиме, о значении диких животных в природе и для человека;

                   развивать связную речь: составлять описательный рассказ о животном;

                   развивать познавательный интерес;

                   развивать интеллектуальную инициативу и поисковую деятельность;

                   развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;

                   формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

                   воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край.

Для педагогов:

- направлять действия детей в поиске ответа на вопрос, оказывать детям помощь в планировании деятельности;

- оказывать им по необходимости практическую помощь;

- составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;

- привлекать родителей к оказанию помощи детям в поисках ответа на поставленный вопрос, подборе материала для создания проекта.

Для родителей:

                   оказывать детям помощь в поиске источника ответа на поставленный вопрос;

                   принимать участие в подборе материала для презентаций;

                   принимать участие в создании страничек для альбомов и лепбука;

                   оказывать детям помощь в изготовлении поделок-животных из разных материалов для макета.

Предполагаемый результат:

Приобретение дошкольниками новых знаний о диких животных нашего края, составление описательных рассказы о животных. Формирование положительной и активной позиции по отношению к природе и к животным. Создание альбома «Животные нашего края» и лепбука «Дикие животные Хабаровского края». Применение полученных знаний в продуктивной деятельности. Развитие навыков взаимодействия родителей с детьми. Пополнение методической копилки тематическими конспектами совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Консультации для родителей «Дикие животные Хабаровского края», «Экологическое воспитание: как научить ребенка беречь природу», «Экологическое воспитание детей в семье». Создание альбома совместно с родителями «Дикие животные Красной книги Хабаровского края». Презентация «Дикие животные нашего края».

Продукт проектной деятельности:

Совместное изготовление поделок-животных и оформление макета. Альбомы: «Животные нашего края» и «Дикие животные Красной книги Хабаровского края», лепбук «Дикие животные Хабаровского края».  Альбом со стихами и загадками о животных.                Ресурсное обеспечение:

- План проведения проекта «Дикие животные Хабаровского края»;

- Подвижные игры, дидактические игры, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки по теме проекта.

- Фоторепортаж о животных.

- Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «Больница», «Ветеринарная клиника».

- Презентация «Животные нашего края».

- Ноутбук, принтер.

- Диски с мультфильмами.

 

Этапы реализации проекта.

          1 этап - организационный (подготовительный):

                   постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы; составление плана работы;

                   подбор художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о диких животных;

                   подборка энциклопедий: «Животный мир Хабаровского края», учебник для малышей В. Степанов; «Большая книга животных», энциклопедия «Времена года»;

                   работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

                   сбор фотоматериала.

2        этап - практический: погружение в тему проекта;

                   проведение бесед;

                   проведение непосредственно образовательной деятельности;

                   проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;

                   чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек по теме;

                   прослушивание песен по теме проекта;

                   просмотр фильма  «Животные Дальневосточной тайги»

                   спортивный досуг «Знатоки природы»;

                   подбор материала к презентациям о животных;

                   изготовление поделок животных вместе с родителями.

II                   этап - заключительный:

                   выставка творческих работ;

                   презентация детьми выбранного ими животного;

                   создание макета из поделок животных, изготовленных вместе с родителями;

                   совместное с родителями посещение «Зоосад им. В.И. Сысоева»

                   оформление альбома «Животные нашего края» и альбома загадок и стихов о диких животных.

Работа по проекту с родителями.

                   информация для родителей о животных нашего края; викторина для родителей «Все о животных»;

                   помощь детям в подборе материала для презентации;

                   создание макета и изготовление вместе с детьми поделок-животных для макета;

                   оформление альбома «Животные нашего края» и  «Дикие животные Красной книги Хабаровского края»;

                   оформление лепбука «Дикие животные Хабаровского края». 

                   посещение станции юных натуралистов.

В качестве рефлексии использовала дерево, на листочках которого родители описали свои впечатления о проекте. Также использовала вопросы к детям, что во время проведения проекта понравилось больше всего, в чём испытывали затруднения, какие задания показались простыми и неинтересными.

Для определения эффективности проведённого проекта использовала анкеты для родителей, в которых им предлагалось ответить на такие вопросы: «Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными?», «Что нужно изменить или дополнить в следующий раз при проведении другой темы проекта?», «Что удалось, что не удалось и почему?».

Содержание проекта

 

Образовательные области

Вид деятельности

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

познавательная, продуктивная, коммуникативная, игровая

Чтение произведений по теме проекта; решение проблемных ситуаций «Что было бы, если...»; Игровая деятельность "Зоопарк", "Больница", "Ветеринарная клиника»; дидактические игры «Назови признаки животных», «Угадай, чей хвост?», «Четвёртый лишний», «Помоги» животным приготовится к зиме», «Весёлый зоопарк".

Беседы о правилах поведения в лесу.

Речевое развитие

коммуникативная,

восприятие художественной литературы и фольклора,

игровая

Разучивание стихотворений: "Лиса" Т. Патракеевой, "Волк" И. Мордовиной, "Хитрый крот" Н. Боровкова. Заучивание пословиц, поговорок по тематике проекта; отгадывание загадок. Выкладывание слов по теме при помощи магнитных букв; чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», чтение рассказа Е. Чарушина «Кто как живет?», рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных», рассказа Н. Слад ко ва «Как медведь сам себя напугал»; чтение сказки «Заяц-хваста"; рассматривание энциклопедий,

журналов по теме, разучивание считалки «Белки зайцев угощали...». Театрализованные игры: обыгрывание р. н. сказки «Лиса и волк», фрагмента сказки К.И. Чуковского «Айболит», сказки «У страха глаза велики». Составление рассказов о диких животных по плану (развитие связной речи). Презентация детьми выбранного животного. Речевые игры.

Физическое развитие

 

двигательная, игровая

 

Подвижные игры "Волк и зайцы", "Белкин дом», «Зарядка зверей", "Медведь и пчёлы", "Охотники и звери".

Пальчиковые игры: «Дружат добрые зверята", «Этот мышонок в норке сидит», «Ёжик», «Белочки», «Жил - был зайчик».

Художественно- эстетическое

развитие

музыкальная,

игровая,

изобразительная

Рассматривание картин о животных наших лесов, плакатов о животных. Рисование на тему "Мое любимое животное", Аппликация "Мишка" (техника обрывания), "Кто в лесу живет?" (силуэтная аппликация).

Лепка по мотивам народных сказок "Бабушкины сказки"; лепка диких животных. Самостоятельное рисование животных с помощью схем, трафаретов, шаблонов. Раскраски по теме «Дикие животные».

Драматизация "Дружные зайчата".

Познавательное развитие

 

Познавательно-исследовательская, коммуникативная

 

Просмотр презентаций о диких животных, рассматривание иллюстраций по теме.

НОД "Дикие животные нашего края".

Беседа с детьми о животных, о том, как называются их жилища; рассуждения детей на тему «Почему животные делятся на хищников и травоядных? Могут ли они поменяться местами? Если нет, то почему?»; беседа «Как животные готовятся к зиме?», разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Дикие животные нашего края» (загадки о животных).

Рассказы детей о диких животных, которые им нравятся, которых они видели, чтение удивительных рассказов о диких животных. Проблемные вопросы: «Почему заяц зимой белый?».

Проведение опытов.

 

 

Достигнутые результаты.

Реализация проекта «Дикие животные Хабаровского края» в воспитательно- образовательном процессе способствовала развитию у детей любознательности, познавательной активности, дошкольники приобрели новые знания о повадках диких животных, о внешнем виде и среде обитания. У детей сформировалось понимание неразрывной связи человека с природой, они стали высказывать предположения и делать простейшие умозаключения. В процессе проживания проекта дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, привлекая своих родителей, проявляли чувство ответственности за себя и других. Родители повысили свою педагогическую компетентность, получив возможность из "зрителей" и "наблюдателей" стать активными участниками образовательного процесса. Они были активными участниками и помощниками в реализации проекта, проявили творческую инициативу при изготовлении поделок, предоставили фотоматериалы и рисунки к творческой выставке, участвовали вместе с детьми в играх, в конкурсах. Таким образом, участие родителей в проекте позволило повысить их психолого-педагогическую компетентность и подвести к пониманию ответственности за воспитание детей.

 

Список источников

                   Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.

                   Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно - методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. - 48 с.

                   Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 143с..

                   Михайлова-Свирская Л.B. Работа с родителями - М., Просвещение, 2015г.

                   Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа "Ребёнок - педагог - родитель". - СПБ.: ООО Издательство "Детство - Пресс", 2012. - 96 с.

                   Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013. -144 с.

                   Михайлова-Свирская Л.B. «Метод проектов в образовательной работе детского сада» - М., Просвещение, 2015 г.

 

Интернет-источники

·         http://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu

·        http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/08/28/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov

·        http://festival.lseptember.ru/articles/590l98/

·        http://doshkolniki.org/ekologiya/61-rabota-s-roditelyami-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий