Актуальность:
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном
этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к
Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине
начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного
края. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшает
нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче.
Ученые доказывают, что в результате общения с животными человек
становится не только добрее, но и здоровее. Не может быть человеком Человек без
внимательного, нежного и трепетного отношения к животным. Чуткость, любовь к
животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером.
Можно задуматься, может ли человек, который выбрасывает на улицу котенка, щенка
или другое живое существо, быть настоящим другом, хорошим родителем, искренне
любящим вас человеком? Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если
мы вместе будем учится бережному отношению к животным.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве
оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и
симпатии человека на всю жизнь.
В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животным –
дети рисовали животных, делились впечатлениями от увиденных познавательных
передач, рассматривали энциклопедии. Так и появилась идея расширить кругозор
детей знаниями о диких животных Хабаровского края.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре.
Вид проекта: информационно-творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе
реализации проекта «Дикие животные Хабаровского края».
Задачи проекта:
Для детей:
•
обогащать
и систематизировать знания детей о диких животных нашего края, их образе жизни,
питании, жилищах, о подготовке животных к зиме, о значении диких животных в
природе и для человека;
•
развивать
связную речь: составлять описательный рассказ о животном;
•
развивать
познавательный интерес;
•
развивать
интеллектуальную инициативу и поисковую деятельность;
•
развивать
умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
•
формировать
у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к
природе через различные виды деятельности;
•
воспитывать
бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать
посильную помощь животным, чувство гордости за родной край.
Для педагогов:
- направлять действия детей в поиске ответа на вопрос, оказывать детям
помощь в планировании деятельности;
- оказывать им по необходимости практическую помощь;
- составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах
детской деятельности;
- привлекать родителей к оказанию помощи детям в поисках ответа на
поставленный вопрос, подборе материала для создания проекта.
Для родителей:
•
оказывать
детям помощь в поиске источника ответа на поставленный вопрос;
•
принимать
участие в подборе материала для презентаций;
•
принимать
участие в создании страничек для альбомов и лепбука;
•
оказывать
детям помощь в изготовлении поделок-животных из разных материалов для макета.
Предполагаемый результат:
Приобретение дошкольниками новых знаний о диких животных нашего края,
составление описательных рассказы о животных. Формирование положительной и
активной позиции по отношению к природе и к животным. Создание альбома «Животные нашего
края» и лепбука «Дикие животные Хабаровского края». Применение полученных
знаний в продуктивной деятельности. Развитие навыков взаимодействия родителей с
детьми. Пополнение методической копилки тематическими конспектами совместной
деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Консультации для
родителей «Дикие животные Хабаровского края», «Экологическое воспитание: как
научить ребенка беречь природу», «Экологическое воспитание детей в семье».
Создание альбома совместно с
родителями «Дикие животные Красной книги Хабаровского края». Презентация «Дикие
животные нашего края».
Продукт проектной деятельности:
Совместное изготовление поделок-животных и оформление макета. Альбомы: «Животные
нашего края» и «Дикие животные Красной книги Хабаровского края», лепбук «Дикие
животные Хабаровского края». Альбом со
стихами и загадками о животных. Ресурсное обеспечение:
- План проведения проекта «Дикие
животные Хабаровского края»;
- Подвижные игры, дидактические
игры, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки по теме проекта.
- Фоторепортаж о животных.
- Оборудование для сюжетно-ролевых
игр «Зоопарк», «Больница», «Ветеринарная клиника».
- Презентация «Животные нашего
края».
- Ноутбук, принтер.
- Диски с мультфильмами.
1 этап -
организационный (подготовительный):
•
постановка
проблемы, определение цели и задач исследовательской работы; составление плана
работы;
•
подбор
художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о диких
животных;
•
подборка
энциклопедий: «Животный мир Хабаровского края», учебник для малышей В.
Степанов; «Большая книга животных», энциклопедия «Времена года»;
•
работа
с методическим материалом, литературой по данной теме;
•
сбор
фотоматериала.
2
этап - практический: погружение в тему проекта;
•
проведение
бесед;
•
проведение
непосредственно образовательной деятельности;
•
проведение
подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
•
чтение
художественной литературы, заучивание стихов, закличек по теме;
•
прослушивание
песен по теме проекта;
•
просмотр
фильма «Животные Дальневосточной тайги»
•
спортивный
досуг «Знатоки природы»;
•
подбор
материала к презентациям о животных;
•
изготовление
поделок животных вместе с родителями.
•
выставка
творческих работ;
•
презентация
детьми выбранного ими животного;
•
создание
макета из поделок животных, изготовленных вместе с родителями;
•
совместное
с родителями посещение «Зоосад им. В.И. Сысоева»
•
оформление
альбома «Животные нашего края» и альбома загадок и стихов о диких животных.
Работа по проекту с родителями.
•
информация
для родителей о животных нашего края; викторина для родителей «Все о животных»;
•
помощь
детям в подборе материала для презентации;
•
создание
макета и изготовление вместе с детьми поделок-животных для макета;
•
оформление
альбома «Животные нашего края» и «Дикие
животные Красной книги Хабаровского края»;
•
оформление
лепбука «Дикие животные Хабаровского края».
•
посещение
станции юных натуралистов.
В качестве рефлексии использовала дерево, на листочках которого родители
описали свои впечатления о проекте. Также использовала вопросы к детям, что во
время проведения проекта понравилось больше всего, в чём испытывали
затруднения, какие задания показались простыми и неинтересными.
Для определения эффективности проведённого проекта использовала анкеты
для родителей, в которых им предлагалось ответить на такие вопросы: «Какие
события в теме оказались наиболее удачными и эффективными?», «Что нужно
изменить или дополнить в следующий раз при проведении другой темы проекта?»,
«Что удалось, что не удалось и почему?».
Содержание
проекта
Образовательные области |
Вид деятельности |
Содержание |
Социально-коммуникативное развитие |
познавательная, продуктивная, коммуникативная, игровая |
Чтение произведений по теме проекта; решение проблемных
ситуаций «Что было бы, если...»; Игровая деятельность "Зоопарк",
"Больница", "Ветеринарная клиника»; дидактические игры «Назови
признаки животных», «Угадай, чей хвост?», «Четвёртый лишний», «Помоги»
животным приготовится к зиме», «Весёлый зоопарк". Беседы о правилах поведения в лесу. |
Речевое развитие |
коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая |
Разучивание стихотворений: "Лиса" Т. Патракеевой,
"Волк" И. Мордовиной, "Хитрый крот" Н. Боровкова. Заучивание
пословиц, поговорок по тематике проекта; отгадывание загадок. Выкладывание
слов по теме при помощи магнитных букв; чтение рассказа М.М. Пришвина
«Лисичкин хлеб», чтение рассказа Е. Чарушина «Кто как живет?», рассказа К.Д.
Ушинского «Спор животных», рассказа Н. Слад ко ва «Как медведь сам себя
напугал»; чтение сказки «Заяц-хваста"; рассматривание энциклопедий, журналов по теме, разучивание считалки «Белки зайцев
угощали...». Театрализованные игры: обыгрывание р. н. сказки «Лиса и волк»,
фрагмента сказки К.И. Чуковского «Айболит», сказки «У страха глаза велики».
Составление рассказов о диких животных по плану (развитие связной речи).
Презентация детьми выбранного животного. Речевые игры. |
Физическое развитие |
двигательная, игровая |
Подвижные игры "Волк и зайцы", "Белкин дом»,
«Зарядка зверей", "Медведь и пчёлы", "Охотники и
звери". Пальчиковые игры: «Дружат добрые зверята", «Этот
мышонок в норке сидит», «Ёжик», «Белочки», «Жил - был зайчик». |
Художественно- эстетическое развитие |
музыкальная, игровая, изобразительная |
Рассматривание картин о животных наших лесов, плакатов о
животных. Рисование на тему "Мое любимое животное", Аппликация
"Мишка" (техника обрывания), "Кто в лесу живет?"
(силуэтная аппликация). Лепка по мотивам народных сказок "Бабушкины сказки";
лепка диких животных. Самостоятельное рисование животных с помощью схем,
трафаретов, шаблонов. Раскраски по теме «Дикие животные». Драматизация "Дружные зайчата". |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская, коммуникативная |
Просмотр презентаций о диких животных, рассматривание
иллюстраций по теме. НОД "Дикие животные нашего края". Беседа с детьми о животных, о том, как называются их
жилища; рассуждения детей на тему «Почему животные делятся на хищников и
травоядных? Могут ли они поменяться местами? Если нет, то почему?»; беседа
«Как животные готовятся к зиме?», разгадывание кроссвордов и ребусов по теме
«Дикие животные нашего края» (загадки о животных). Рассказы детей о диких животных, которые им нравятся,
которых они видели, чтение удивительных рассказов о диких животных.
Проблемные вопросы: «Почему заяц зимой белый?». Проведение опытов. |
Достигнутые результаты.
Реализация
проекта «Дикие животные Хабаровского края» в воспитательно- образовательном
процессе способствовала развитию у детей любознательности, познавательной
активности, дошкольники приобрели новые знания о повадках диких животных, о
внешнем виде и среде обитания. У детей сформировалось понимание неразрывной
связи человека с природой, они стали высказывать предположения и делать
простейшие умозаключения. В процессе проживания проекта дети с большим
интересом включались в различные виды деятельности, привлекая своих родителей,
проявляли чувство ответственности за себя и других. Родители повысили свою
педагогическую компетентность, получив возможность из "зрителей" и
"наблюдателей" стать активными участниками образовательного процесса.
Они были активными участниками и помощниками в реализации проекта, проявили
творческую инициативу при изготовлении поделок, предоставили фотоматериалы и
рисунки к творческой выставке, участвовали вместе с детьми в играх, в
конкурсах. Таким образом, участие родителей в проекте позволило повысить их
психолого-педагогическую компетентность и подвести к пониманию ответственности
за воспитание детей.
Список источников
•
Евдокимова
Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера,
2008.- 96с.
•
Оберемок
С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно - методическое пособие. -
Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. - 48 с.
•
Карпова
С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников
6-7 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 143с..
•
Михайлова-Свирская
Л.B. Работа с
родителями - М., Просвещение, 2015г.
•
Дронь
А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа
"Ребёнок - педагог - родитель". - СПБ.: ООО Издательство
"Детство - Пресс", 2012. - 96 с.
•
Деркунская
В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие. - М.:
Центр педагогического образования, 2013. -144 с.
•
Михайлова-Свирская
Л.B. «Метод
проектов в образовательной работе детского сада» - М., Просвещение, 2015 г.
Интернет-источники
·
http://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu
·
http://festival.lseptember.ru/articles/590l98/
·
http://doshkolniki.org/ekologiya/61-rabota-s-roditelyami-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий