КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ


Консультация
для воспитателей

«Методика заучивания стихотворений»
Методика заучивания стихотворений

 Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.
Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.
Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл.
Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию, которая раскрыта выше (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1.      Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2.      Учить детей читать стихи выразительно.
Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.
Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.
Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.
·          Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
«Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».
·                          Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.
·                          Для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
·                          Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
·                          В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
·                          Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
Построение занятия по заучиванию стихотворения.
·                        В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает».)
·                           После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми.
·                          Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
·                          С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчивается стихотворение?»).
·                         Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
·                          Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.
·                          После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна.
·                          Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.
·                          В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
Ø игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
Ø досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
Ø частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;
Ø драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
Ø воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.
Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).
Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура занятия, рассмотренная выше. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.
Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» – образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.
Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.Начало формы
Начало формы



«Структура занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах»

Обучение правильному звукопроизношению

Основные этапы работы над звуком:
1)       Подготовительный. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата или его моторику с помощью артикуляционной гимнастики.
2)       Постановка звука. Научить правильно произносить изолированный звук.
3)       Закрепление и автоматизация звуков в слогах, словах, и фразовой речи.
4)       Дифференциация или способность различать, смешивая звуки и правильно употреблять их в тексте.
Структура процесса изучения:
1)           Показ, объяснение артикуляции звука, многократное повторение в образной форме.
2)           Произношение изолированного звука с одновременным упражнением в речевом дыхании.
3)           Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с включением заданий на изменение силы, высоты голоса и темпа речи.
4)           Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, дидактические игры, короткие тексты стихотворений.

Авторы: Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»;
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения».


Организация и методика проведения занятий в первой младшей группе

В первой младшей группе специальные занятия по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 23 упражнения (длительностью от 23 до 45 мин.) следует включать в занятия по родному языку. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание занятий, решающих иные задачи речевого развития (например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек).
В зависимости от поставленных задач занятия по звуковой культуре речи могут состоять из двух или трех частей. Наблюдения показали, что наиболее рациональной является такая структура: первая часть занятия — задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья — игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. Некоторые занятия почти целиком могут состоять из повторения пройденного материала.
Упражнения, которые предлагаются детям как часть занятий по развитию речи, включают работу по уточнению и закреплению отдельных звуков, выработке правильного продолжительного выдоха через рот. В качестве, например, подготовительных упражнений для развития речевого дыхания используется игра «Ветерок» (дети дуют на тонкие полоски бумаги). Подобные упражнения и игры надо стремиться увязывать с основной частью занятия. В младшей подгруппе некоторые задания упрощаются.
Формирование правильного произношения звуков является важнейшей составной частью воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить детей четко произносить звуки в словах и фразах, необходимо прежде всего уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т. д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеют произносить их чисто. Эта работа очень важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука [и], воспитатель тем самым подготавливает артикуляционный аппарат ребёнка к точному усвоению и правильному произношению звуков [с] и [з]. Свистящие звуки [с], [з] имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком [и]. Это сходство выражается в следующем: при произнесении звуков [и], [с] и [з] губы как бы растянуты в улыбке, зубы сближены и имеют щель в 1 2 мм, широкий кончик языка приближен к нижним резцам и касается их, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука [т], педагог создает благоприятные условия для усвоения звука [ц] и т. д. Сходными по артикуляции являются звонкие и глухие согласные: [с] и [з], [п] и [б], [к] и [г] и др.
При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков отрабатывается дикция (например, произнесение звука [а] при широко открытом рте). Кроме того, формируя правильное произношение звуков на знакомом и простом для детей материале, воспитатель имеет возможность акцентировать их внимание и на звуковом оформлении речи.
Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе лучше всего использовать звукоподражания. Знакомя детей со звуком или звукосочетанием, необходимо там, где это возможно, связывать их с каким-нибудь образом (звук [у] — с гудком паровоза или гулом самолета, звук [и] — с криком лошадки и т. д.). В других случаях широко используются различные звукоподражания: тик-так — тикают часы, тук-тук-тук — стучит молоточек, га-га-га — кричит гусь. Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го с целью закрепления звука [г]).
При закреплении звуков в словах надо обращать внимание и на четкость, внятность произнесения всего слова в целом. Для этого в качестве речевого материала воспитатель сначала подбирает слова, которые дети произносят без особого труда (с открытыми слогами или односложные типа: дом, кот, Катя, лиса, бумага и т. д.).
Отрабатывая произношение слов, не всегда следует добиваться того, чтобы дети в данный момент точно по образцу воспроизводили их, особенно те слова, в которых есть звуки «позднего онтогенеза» (шипящие, согласные [л] и [р1). Например, если малыш сначала произнесет слово пароход как пахот, а затем как паяхот или паляхот, это следует считать для него достаточным. Он правильно усвоил слоговую структуру слова, а так как звук [р] в его речи еще отсутствует, то замена его на [й] или [л'] считается вполне закономерной.
Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них. Однако их словарь невелик, и подобрать достаточное количество слов, а тем более фраз для закрепления пройденных звуков и для выработки отчетливого произнесения слов бывает трудно. Полезно предлагать детям проговаривать шутки - чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать, например, такую чистоговорку: «Ко-ко-ко — не ходите далеко», звука [х]: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не поймала петуха». Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Наблюдения показывают, что не все дети при повторении шуток чистоговорок могут сохранять в них слоговую структуру, то есть произносить слоги ко и ха трижды. Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно если в игру включаются малоактивные дети.
Работа по закреплению звуков, по улучшению словопроизношения должна проводиться не только на занятиях, но и в процессе других видов деятельности.
Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [с], высунув язык. Своевременное выявление таких дефектов, оказание помощи детям уже на раннем возрастном этапе имеют большое профилактическое значение. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.
Формирование правильного звукопроизношения осуществляется прежде всего за счет хорошо развитого слухового внимания и слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей внимательно прислушиваться к речи окружающих, используя упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом, различение на слух близких и далеких по звучанию звуков и звукосочетаний. Например, педагог произносит различные звукосочетания, а дети говорят, чей голос они слышат («Ква-ква-ква. Кто пришел к нам поиграть? — (Лягушка)).
Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание воспитанников и на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы могут произноситься громко и тихо, быстро и медленно. Чтобы научить различать громкость и скорость их произнесения, воспитатель предлагает ребятам различные задания. Дети узнают, что молоточком можно стучать громко и тихо, что большие часы тикают медленно, маленькие — быстро.
Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки или звукосочетания с различной громкостью. Воспитатель дает образец, а дети подражают, например, голосу какого-нибудь животного. Такие задания необходимы для воспитания интонационной выразительности речи.
Развивая голосовой аппарат малышей, воспитатель должен учитывать их индивидуальные особенности. Если, например, ребенок имеет тихий, слабый голос, следует поощрять даже самое незначительное повышение его громкости, постепенно доводя его до нормы.


Организация и методика проведения занятий во второй младшей группе
      
Во второй младшей группе желательно проводить не менее одного занятия по звуковой культуре речи в месяц и планировать упражнения на совершенствование слухового внимания, речевого дыхания, артикуляции, включая их в содержание занятий по развитию речи, музыкальных занятий и др. Длительность упражнений в зависимости от поставленных задач от 2-4 до 5-7 минут. Занятия по воспитанию звуковой культуры речи (на повторение и закрепление пройденного материала) проводятся в конце месяца.
Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается не с подгруппами, а со всеми детьми одновременно. Это затрудняет контроль за правильностью произношения звуков. Работу по выработке четкой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде желательно проводить после утренней гимнастики не реже двух раз в неделю в течение 2-3 минут. Для этого можно использовать звукоподражания, которые дети произносят в различных игровых ситуациях.
Занятие по звуковой культуре речи состоит из нескольких частей, обычно связанных между собой общим содержанием. Каждая из частей посвящается закреплению правильного произношения определенной группы звуков, различению их на слух. Как правило, это звуки, родственные по месту образования: губно-губные ([м], [п], [б]), переднеязычные ([т], [д], [н]), губно-зубные ([ф], [в]) и др. Так как закрепление правильного произношения зависит от места образования звуков, то нередко они оказываются и акустически близкими ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в] и пр.).
Воспитатель включает в занятие игры и упражнения, направленные на дифференциацию этих звуков на слух (чаще всего в небольших речевых единицах — слогах). Цель таких занятий заключается не столько в том, чтобы закрепить правильность произношения определенной группы звуков, сколько в том, чтобы научить детей четко их произносить, то есть упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух воспитанников.
На первых двух занятиях педагог предлагает детям для различения ряд гласных: [а], [и], [у]; [о], [э], [ы]. Задача состоит в том, чтобы приучить малышей вслушиваться в речь воспитателя, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.
В основной части занятия работа ведется по уточнению и закреплению звуков, а в заключительную часть желательно включать игры и упражнения, направленные на развитие голосового аппарата, речевого дыхания.
Учитывая, что трехлетние дети быстро устают и им трудно выдержать без движения 15-20 минут, в середине занятия воспитатель устраивает физкультминутку. Детям предлагается поиграть, нередко с воспроизведением каких-нибудь звукосочетаний, например, в курочек; в водителей автобуса и др.
Для поддержания постоянного интереса к занятиям В. В. Гербова предлагает использовать разнообразные методические приемы: индивидуальные и хоровые повторения, различные дидактически игры (например «Волшебный кубик»), игры-инсценировки.
Формирование правильного звукопроизношения осуществляется в следующем порядке. Сначала воспитатель закрепляет произношение гласных [а], [у], [и], [о], [э], [ы] (уточнение этих звуков проводилось в первой младшей группе). Затем отрабатываются согласные: [м] ([м']), [п] ([п']), [6] ([б']); [т] ([т']), [д] ([д']); [к] ([к']), [г] ([г']), [х] ([х']); [ф] ([ф']), [в] ([в']); [с] ([с']), [з] ([з']), [й]; проводятся подготовительные упражнения по уточнению и закреплению правильного произношения шипящих [ш], [ж]", [ч']. [щ'].
В конце месяца организуются занятия на повторение пройденного материала, где дети не только тренируются в правильном произношении звуков, но и учатся дифференцировать их на слух.
На закрепление каждой группы звуков отводится примерно три упражнения и одно занятие. Для отработки свистящих согласных, более сложных для произношения, чем, например, губно-губные или губно-зубные, требуется больше времени (примерно около месяца на каждый звук). Однако, учитывая, что звук [з] имеет сходную артикуляцию со звуком [с], количество упражнений можно сократить.
Для развития артикуляционного аппарата воспитатель широко использует звукоподражательные слова, имитацию различных шумов, голосов животных с опорой на наглядность (игрушки, картинки). Полезно давать детям задания, в которых нужно произнести звуки и звукосочетания, требующие резкой смены положения губ или языка, например, дуду и динь-динь при закреплении звука [д] ([д']) (губы то вытягиваются вперед в форме трубочки, то раздвигаются в улыбке).


Организация и методика проведения занятий в средней группе
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе длительнее и сложнее, чем в младшей группе. Кроме того, некоторые разделы звуковой культуры речи обязательно включаются в содержание многих или практически всех речевых занятий.
На занятии решается, как правило, несколько задач, но ведущей на данном возрастном этапе является формирование правильного звукопроизношения, выработка хорошей дикции, развитие фонематического восприятия. При уточнении и закреплении отрабатываемых звуков воспитатель подбирает такие игры и упражнения, которые могут одновременно использоваться для развития фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, для выработки умеренного темпа речи, развития интонационных средств выразительности. Содержание занятий усложняется по всем разделам звуковой культуры речи.
Последовательность уточнения и закрепления звуков, развития фонематического восприятия, освоения других сторон звуковой культуры речи может быть такова.
Сначала воспитатель сообщает детям, какой звук будет изучаться, для этого он использует различные звукоподражания: гудение комара — звук [з], жужжание жука — [ж] и т. д. После того как дети усвоят, с каким звуком им предстоит работать, уточняется его артикуляция, правильность произношения каждым ребенком. На этом же занятии проводятся игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в слогах, словах, то есть предлагаются задания на развитие фонематического восприятия. В процессе уточнения и закрепления звонких согласных воспитатель может предложить детям произнести звук с различной громкостью, то есть одновременно он развивает их голосовой аппарат. При произнесении фрикативных звуков ([с], [з], [ш], [ж]) он обращает внимание на длительность их произнесения (просит произнести звук как можно дольше на одном выдохе), что способствует развитию у детей речевого дыхания.
Следующий этап работы по воспитанию правильного произношения — закрепление звука в словах. Для этого используются игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражняются в четком и правильном его произношении. Одновременно даются задания на определение наличия звука в слове на слух и в произношении. Например, среди лежащих на столе игрушек назвать лишь ту, в названии которой есть звук [з]: заяц и кошка, коза и корова. Воспитатель предлагает детям так произносить слова, чтобы звук слышался ясно (з-з-з-аяц). Выделяя звук голосом, дети учатся вслушиваться в его звучание, слышать его в речи. В дальнейшем можно давать более сложные задания — на подбор слов с изучаемым звуком, на изменение слова так, чтобы в нем были заданные звуки. Например, при закреплении звука [ч'] детям предлагают изменить имена девочек так, чтобы в них был этот звук: Оля — Олечка, Таня — Танечка; подобрать названия детенышей животных и птиц: у волка — волчонок, волчата; у галки — галчонок, галчата и пр.
Закрепление правильного произношения звуков в речи осуществляется в процессе произнесения фраз, чистоговорок, небольших стихотворений, загадок и другого речевого материала. Например, при отработке звука [л] детям предлагают такую чистоговорку: «Мама Милу моет мылом». При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [л], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочетается с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата можно предложить детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения.
Воспитатель обращает внимание на правильность произношения звуков и в повседневном общении с ребенком. При необходимости организует дополнительные занятия с детьми, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно усвоить материал.
В течение всего учебного года проводятся игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, голосового аппарата, на выработку умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности. Таким образом, работа над произносительной стороной речи тесно переплетается с развитием фонематического восприятия, речевого слуха.
Формирование правильного произношения звуков остается одной из главных задач в воспитании звуковой культуры речи. На данном возрастном этапе обращается внимание на правильность произношения всех звуков родного языка, но специальная работа по уточнению и закреплению звуков проводится в следующей последовательности: сначала с группой свистящих [с] ([с']), [з] ([з']), [ц], затем — шипящих ([ш], [ж], [ч'], [щ']) и звуков [л] ([л']), [р] ([р']). На закрепление каждого звука отводится примерно два занятия.

Организация и методика проведения занятий в старшей группе
 В старшей группе могут быть предусмотрены специальные занятия и достаточно часто проводиться упражнения, решающие самые разные задачи воспитания звуковой культуры речи. Некоторые задания по развитию произносительной стороны речи включаются в содержание речевых занятий, например, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведения стихотворений; при обучении детей описанию игрушек, содержания картин. Одновременно с решением основной задачи воспитатель учит детей правильно использовать громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращает внимание дошкольников на необходимость четко и ясно произносить звуки, слова, фразы. Такой комплексный подход к развитию речи дошкольников, когда на одном речевом занятии (часто на одном и том же материале) решается несколько задач, дает возможность воспитателю более рационально организовать занятие, сделать его при меньшей затрате времени более насыщенным.
Основная работа по развитию произносительной стороны речи и фонематического восприятия у детей данного возраста направлена на дифференциацию следующих пар звуков: [с] — [з], [с] — [ц], [ш] — [ж], [ч'] — [щ'], [с] [ш], [з] [ж], [ц] [ч'], [с] ([с']) [щ'], [л] [р]. Такой подбор звуков не случаен. Сначала воспитатель учит различать звуки внутри одной группы (например, свистящие: [с] — [з], [с] — [ц]; шипящие: [ш] — [ж], [ч'] — [щ']); затем разных групп (свистящих и шипящих), звуки [л] — [р]. Необходимость различения этих пар звуков обусловлена тем, что они близки между собой в акустическом или артикуляционном отношении. Кроме того, они являются трудными, усваиваются детьми позднее, неточность их произношения чаще всего наблюдается в логопедической практике. Работа по дифференциации этих звуков на слух и в произношении проводится одновременно с их уточнением и закреплением у тех детей, у которых они еще недостаточно четко сформированы.
Практический опыт показывает, что работа по различению звуков должна строиться следующим образом: сначала дифференциация изолированных звуков, затем звуков в словах, а потом в речи.
В начале занятия воспитатель сообщает детям, с какими звуками им предстоит работать (используя игры или игровые упражнения). Затем они упражняются в различении изолированных звуков на слух. Воспитатель произносит их в случайном порядке, и в зависимости от услышанного звука дети выполняют то или иное действие. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель предлагает им поднимать руку, когда они услышат звук [с], и хлопать в ладоши, когда они I услышат звук [з].
Следующий этап работы — обучение умению различать звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая. Выполняя игровые упражнения, дети поочередно произносят слова с дифференцируемыми звуками. Проводя, например, игру «Кто убежал?», воспитатель убирает то игрушку, в названии которой есть звук [з], то игрушку, в названии коI торой есть звук [ж]. Он просит детей правильно назвать слова, выделив голосом дифференцируемые звуки: коз-з-за, еж-ж-жик. Для различения звуков на слух детям можно предложить подобрать слова с отрабатываемыми звуками (например, мальчикам — со звуком [з], девочкам — со звуком [ж]).
В старшей группе, прежде чем упражнять детей в дифференциации звуков в речи, следует провести предварительную подготовительную работу, которая заключается в том, что дошкольников учат вычленять из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков и только потом, усложняя задание, предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель упражняет детей сначала в выделении из фраз слов, в которых есть звук [с] (в начале, в конце и середине слова): «Люда подарила Соне куклу», «По дороге едет автобус», «Петя чинит колесо»; потом звук [з]: «Зоя читает книгу», «Папа купил маме вазу». Затем он дает предложения, включающие оба звука в определенной последовательности: сначала слово, в котором есть звук [з], потом слово со звуком [с]: «Зоя купает маленькую Свету в ванне». Постепенно количество слов с дифференцируемыми звуками увеличивается, при этом подбираются слова, относящиеся к разным частям речи.
С целью обучения детей умению правильно произносить смешиваемые звуки воспитатель специально подбирает фразы, насыщенные звуками, требующими их четкой дифференциации. Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Одновременно с дифференциацией звуков в произношении дошкольники занимаются вычленением слов с заданными звуками из фразы. В дальнейшем, усложняя задания, воспитатель может предложить детям выделить слова с данными звуками из небольшого стихотворения. На первых порах, чтобы облегчить им нахождение слов, он использует наглядность, например, выставляет на столе столько елочек, матрешек, сколько слов с заданными звуками имеется в четверостишии. Когда слово названо, игрушка убирается.
При произнесении чистоговорок, скороговорок одновременно с работой над звукопроизношением, дикцией отрабатывается нужная громкость голоса, темп речи.
Учитывая то, что к пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков (особенно звуков позднего онтогенеза), работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Игры и упражнения на дифференциацию звуков способствуют также их уточнению и закреплению. Поэтому воспитатель строит занятия так, чтобы дети имели возможность в процессе дифференциации звуков потренироваться в правильном их произношении, как в изолированном виде, так и в словах, фразах. Закрепление звуков, введение их в речь у детей, имевших отставания в речевом развитии, осуществляются не только на занятиях, но и в процессе повседневного общения.
В работе над произносительной стороной речи педагог обращает внимание детей на правильность воспроизведения слов, показывает образцы норм литературного произношения: вчера, а не вчерасъ, звонит, а не звонит и др., поправляет детей, которые допускают ошибки.
Совершенствование речевого слуха осуществляется во время заучивания стихотворений, потешек, считалок. Воспитатель обращает внимание дошкольников на используемые им интонационные средства выразительности, учит правильно пользоваться ими. Предлагая загадки, он приучает детей не только внимательно вслушиваться в речь говорящих, узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использует их в качестве упражнений для развития фонематического восприятия, то есть умения слышать определенный звук в слове-отгадке, выделять его среди других звуков, близких по произношению или звучанию.

Организация и методика проведения занятий в подготовительной группе

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе проводится на речевых занятиях (как их часть): при рассказывании по картинке, чтении стихотворений наизусть, пересказывании сказок и пр., а также вне занятий (с детьми, имеющими недостатки в произношении или восприятии речи).
Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников направлено прежде всего на устранение недостатков произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, точное использование интонационных средств выразительности. При совершенствовании звукопроизношения особое внимание уделяется закреплению сложных в артикуляционном отношении звуков: свистящих и шипящих, звуков [р], [р'], [л]. Эта работа осуществляется в процессе дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких) с использованием специально подобранных чистоговорок (скороговорок), насыщенных определенными парами или группами звуков. Например, для дифференциации звуков [ж] и [ш] (звонкий и глухой) и одновременно для закрепления правильного их произношения детям предлагают произнести такую скороговорку: «У ежа ежата, у мишки медвежата». Выработке более четкой артикуляции каждого звука в отдельности и слов в целом способствует проговаривание чистоговорок шепотом или беззвучно. А для развития голосового аппарата полезно произнесение чистоговорок (скороговорок) с различной громкостью и в разном темпе. Педагог может предложить детям одну и ту же чистоговорку сказать сначала с обычной громкостью, потом тихо или громко; или сначала в умеренном темпе, а потом в замедленном или ускоренном, выделяя голосом определенные слова (логическое ударение). Например, вышеприведенную скороговорку дети должны произнести так, чтобы было ясно, что именно у ежа ежата, а не у какого-нибудь другого животного.
Воспитатель учит детей при помощи смены силы и высоты голоса отражать свое отношение к предметам и явлениям окружающей жизни: произносить слова, фразы ласково, сердито и т. д.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи (произносительной ее стороны) не ограничивается только специальными тренировочными упражнениями. Она проводится почти на всех занятиях по родному языку. Так, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию связной речи в процессе пересказывания детьми сказок, рассказов, при чтении стихотворений педагог учит их четко произносить слова, правильно пользоваться голосом, выразительно читать.
Для совершенствования фонематического восприятия педагог использует разнообразные игры и упражнения на дифференциацию звуков, которые дети этого возраста еще недостаточно четко различают на слух: свистящие и шипящие звуки, например, [с] и [ш], [з] и [ж], звонкие и глухие [з] и [с], [ж] и [ш] и др.; твердые к мягкие [т] и [т'], звуки [л] и [р].
К примеру, он дает такие задания.
• Определить на слух наличие в словах дифференцируемых звуков, например, [ч'] и [ц].
Воспитатель диктует слова, в которых есть эти звуки, и просит детей поднимать руку, когда они услышат слово со звуком [ч'], и хлопать в ладоши после произнесения слова со звуком [ц].
• Подобрать слова на дифференцируемые звуки (например, часть детей называют игрушки или предметы одежды, посуду, продукты питания и др., в названия которых есть звук [с], другая часть придумывает слова со звуком [ш]. Можно также предложить девочкам назвать имена, в которых есть звук [с], а мальчикам — имена со звуком [ш].
• Вычленить из фраз (лучше из небольших стихотворений) слова с заданными звуками (например, при дифференциации глухих и звонких звуков [ш] и [ж]).
Воспитатель читает детям два небольших стихотворения. В одном из них преобладает звук [ш], в другом — [ж]. Сначала в прочитанном стихотворении дети должны найти часто повторяемый звук (предварительно им говорят, с какими звуками они будут работать); затем все те слова, в которых есть этот звук. Если слов с заданным звуком в стихотворении много, для контроля выставляются небольшие игрушки (елочки, матрешки) по количеству слов с отрабатываемым звуком. Когда дети называют слово, педагог убирает игрушку. И так до тех пор, пока не будут названы все слова. Если дети повторяют одни и те же слова, воспитатель объясняет им, что повторять дважды слово нельзя, и игрушка остается на месте.
Это задание можно усложнить, предложив дошкольникам сначала фразы, а потом небольшие стихотворения со словами, в которых часто повторяются оба звука. Дети сначала перечисляют слова со звуком [ш], потом — со звуком [ж]. В качестве наглядной опоры можно использовать игрушки.
• Отобрать изображенные на картинках предметы, в названии которых есть звуки, предлагаемые для дифференциации.
Воспитатель раздает детям картинки (каждому по 10 штук) с изображением хорошо знакомых предметов: в названии одних (34 картинки) есть, например, звук [л], в названии других (3-4 картинки) звук [р], в названиях остальных эти звуки отсутствуют. Педагог просит дошкольников разложить картинки по группам.
В дальнейшем такие задания усложняются: детям предлагают подбирать слова, отбирать предметы, в названии которых звуки находятся в определенных позициях (в начале, середине, конце слова).
Предлагая детям такого рода задания, педагог обращает их внимание и на произносительную сторону речи — просит выделять голосом отрабатываемые звуки (произносить их протяжней, громче, четче). При этом он чаще вызывает тех детей, у которых эти звуки получаются недостаточно отчетливыми.
Развивая речевой слух дошкольников, педагог при чтения сказок, рассказов, стихотворений обращает их внимание на то, как они использует выразительные средства: в каких случаях повышают или понижают громкость голоса, читают текст быстро или медленно, как читают стихотворение (торжественно, радостно и т. д.).
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, организуются дополнительные занятия: индивидуальные или групповые (в группы по 3-4 человека подбираются дети с одинаковыми нарушениями речи). 


 «Пересказ литературного произведения как метод обучения связной речи»
Требования к подбору текста.

·    Программное произведение.
·    Грамотно оформлен.
·    Текст должен быть доступен детям.
·    В тексте фразы и предложения должны быть короткими.
·    Должны быть характеристики героев.
·    Небольшой размер текста.

Структура занятия:
1.     Вводная часть. Подготовка детей к восприятию произведения, к его идеи (показ картин, беседа).
2.     Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
3.     Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4.     Разбор произведения (беседа или драматизация).
5.     Повторное чтение, суммирующее результаты разбора (Послушайте, как я читаю…).
6.     Пересказ детей (3-7 детей).



Методика проведения беседы с детьми в ДОУ.

Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа.
Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. 
Беседа относится к словесным методам обучения (также как рассказ педагога и чтение художественной литературы), при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.
 Беседа в первую очередь является методом обогащения, уточнения и систематизации знаний и представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях.  Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.
Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношения к событиям, о которых идет речь.
Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные.  Этические беседы проводятся только с детьми старшего возраста, а познавательные – начиная со средней группы (как правило со второй половины года).
Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.
Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.
По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые).
Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.
Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.
Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Соблюдение последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать ее внимание и оставила глубокий след в его сознании.
Современные методисты предлагают разнообразную тематику для бесед с дошкольниками. Распространены беседы, воспроизводящие факты и явления общественной жизни: «Москва - главный город России», «Наш город», «Мы любим свое село», «Что мы видели в библиотеке?». Ряд бесед посвящается темам труда, трудовым процессам, трудовым делам самих детей: «Хлеб - всему голова», «Профессии твоих родителей», «Как шьют одежду», «О строительство», «Мы - дежурные», «Что мы вырастили на огороде, в саду?» и т.д. С дошкольниками проводятся беседы о машинах, которые помогают взрослым в работе («Что машины помогают делать в детском саду и дома?», «На чем люди ездят?», «Какие машины помогают выращивать урожай?» и т.п.), предметы, с которыми дети сталкиваются ежедневно («Наши игрушки», « одежда и обувь» и т.д.).
Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных вопросов.  Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих знаний о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Эти знания ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин, просмотра диафильмов, телепередач и т.п.
Беседа должна строиться на основе жизненного опыта и знаний детей. Например, беседу на тему «О зиме» можно проводить только тогда, когда дети уже ознакомились с зимними явлениями природы, слушали соответствующие рассказы и стихи.
Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности.
Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.
Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.
В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и ​​явлениях, о которых идет речь.
В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике.
В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.
Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном относятся после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль.
Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ.
Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.
Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей от занятия. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание пластинок, магнитофонных записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.


«Обучение детей рассказыванию по картине»
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
 Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
1.     формат (демонстрационные и раздаточные);
2.     тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
3.     содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные);
4.     характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение);
5.     функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).
 Общие требования к организации работы с картиной:
1.     Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2.     При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3.     После первого занятия картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4.     НОД могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5.     Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6.     Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
 Виды рассказывания по картине
1.     Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.
2.     Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3.     Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4.     Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Структура занятия:
1.     Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
2.     Часть – основная (10-20 минут), где используются разные методы и приёмы.
3.     Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.
Методические приемы:
Вопросы (проблемные вопросы)
Образец педагога
Частичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа подгруппами
Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
Средний дошкольный возраст.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
  • Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Структура:
Ø  Дети молча рассматривают картину.
Ø  Проводиться беседа, уточняющая содержание и детали.
Ø  Даётся образец.
Ø  Дети воспроизводят образец.
Ø  Рассказывают самостоятельно, внося в рассказ своё вторчество.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался! », «Где пропадали? », «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.


Консультация для воспитателей

«Самообразование педагогов ДОУ»


  Советы по организации самообразования
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.
Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Само­образование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Общество постоянно предъяв­ляет требования к системе обра­зования. Меняются приоритет­ные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разра­батываются новые программы, технологии с обновленным со­держанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных момен­тов.
Воспитатель обязан своевре­менно знакомиться с новация­ми, пополнять профессиональ­ный потенциал, совершенство­вать педагогическое мастер­ство, применяя на практике новые образовательные техно­логии. В течение учебного года  углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, — одна из важных задач образования.

Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совер­шенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:
    обучение на курсах (один раз в пять лет); и   самообразование;
   участие в методической работе города, района, детского сада.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, получен­ные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Темы для самообразо­вания могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионально­го мастерства каждого вос­питателя. Они всегда свя­заны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качествен­но новых результатов ра­боты. Поэтому организа­цию самообразования пе­дагогов необходимо делать гибкой, позволяющей при­общать каждого сотрудни­ка, активно включать всю работу по самообразова­нию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспита­телем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испы­тывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важ­но убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интере­суются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов в профессиональном са­мосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной ра­боте, то вопросы самообразования включаются в тематику экспери­ментальной деятельности.
Руководитель — стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педа­гога, первое из которых — это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

Фамилия, имя, отчество
Тема самообразования

Форма и срок отчета
















Методические рекомендации по самообразованию:
1. Изучать специализирован­ную профессиональную литера­туру предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы дан­ной программы, методики. В тет­радь по самообразованию следу­ет записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.
2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, вы­явить сходство и различие си­стем.
3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
4.  Изученное следует внести в перспективный план на весь дошкольный период (от 3 до 7 лет).
5.  При использовании нова­ций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекоменда­циям автора, продумать, отве­чают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребно­стям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.


Несколько советов занимающимся самообразованием:

ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.



План работы по самообразованию
Воспитатель________группы №_____МАДОУ «Детский сад № 23»

Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________
Литература:
  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________

Раздел плана
Сроки
Форма работы
Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)








Выводы:






Консультация для воспитателей
«Примерная схема оформления передового педагогического опыта в форме описания»


1.     Титульный лист
Под верхним полем без переноса набирается название вышестоящей организации: Управление образования Администрации г. Хабаровска. Ниже печатается название учреждения дошкольного образования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад №23». Тема опыта набирается в свободном редакторе и шрифте посередине листа. Далее вниз от правого поля печатается: фамилия, имя и отчество автора, должность, квалификационная категория, контактный телефон. Перед нижним полем набирается(на середине строки) Хабаровск 2019
2.     Аннотация
Аннотация должна содержать:
- описания основной идеи опыта;
- цель обобщения опыта;
- адресность опыта (для кого данный опыт может быть рекомендован(полезен)).
3. Портфолио
Портфолио представляет собой некоторые сведения об авторе. Например: Ф.И.О., фото, образование, квалификационная категория, педагогический стаж, стаж в должности, приоритетные направления в работе, публикации, педагогическое кредо, награды и т.д.
4.     Предисловие (введение)
В этой части:
- обосновывается выбор темы опыта, ее актуальность и значимость, перспективность опыта, его значения для совершенствования образовательного процесса;
- характеризуются условия возникновения, формирования опыта, трудности, которые испытывали в период создания передового педагогического опыта;
- раскрываются противоречия в практике работы, на разрешения которых был направлен творческий поиск педагога;
- указываются цель и задачи передового педагогического опята.
5. Описание опыта
Основная часть описания может включать в себя главы (теоретическая, практическая), в которых могут быть выделены разделы. Каждая глава (раздел) должна начинаться с новой страницы.
В теоретической части дается краткий реферативный обзор литературы по теме опыта, раскрываются ее теоретические аспекты.
В конце теоретической части делается вывод о степени разработанности темы с учетом той цели и задач, которые ставил перед собой автор.
В практической части дается описание системы работы педагога по теме опыта (раскрывается сущность опыта, его технология, система конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, анализ специфических особенностей, теоретических находок, показываются преимущества данных методов и приемов перед уже существующими). Раскрываются способы преодоления трудностей, возникающих при достижении цели, даются практические рекомендации, предложения по разрешению исследуемой проблемы.
Особое внимание уделяется раскрытию эффективных форм и методов работы с детьми, описанию и анализу нового, оригинального, подтвержденного конкретными фактами. В тексте приводятся ссылки на то или иное приложение.
В работе должны быть логические связки, обеспечивающие переход от одного раздела к другому. Все заголовки в описании должны совпадать с указанными заголовками в содержании (оглавлении).
Примечание. Описание должно представлять собой не столько демонстрацию достижений, сколько раскрытие причинно-следственных связей и путей, приведших к результатам.
6.     Заключение
- формулируются выводы о результативности и оптимальности опыта;
- отображаются достигнутые результаты, раскрываются преимущества методики работы с детьми;
- представляется основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта (выделяется главное, наиболее существенное в деятельности автора);
- определяются проблемы и перспективы развития опыта.
7. Глоссарий
Глоссарий представляет собой терминологический словарь по теме опыта. После приведенных терминов в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы […].
8. Приложения
Содержание приложений должно четко соответствовать теме опыта. В приложениях могут быть представлены следующие материалы:
- сценарии, конспекты, перспективные планы;
- образцы дидактических материалов;
- детские работы;
- разработанные автором методические рекомендации;
- фото, анкеты, таблицы, диаграммы, схемы, графики, отображающие эффективность методов и приемов работы педагога, результативность опыта и др.
Содержание приложений нумеруются, продолжая общую нумерацию страниц работы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте описания. Каждое из приложений имеет заголовок и в правом верхнем углу нумеруется (Приложение 1 и т.д.)
Каждая таблица нумеруется (Таблица 1 и т.д.), имеет название, которое прописывается на середине страницы.
Таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы служат дополнением к описанию и включаются в том случае, если этого требует материал изложения.
9.     Литература
Список литературы (библиография) представляет собой перечень источников, на которые в работе приводятся ссылки.
Список нумеруется и располагается в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий книг (в случае, если автор не указан).

10.                       Содержание (оглавление) начинается с Предисловия(введения) и включает в себя названия всех глав, разделов и подразделов опыта с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть работы.
Логическая структура (композиция) материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей, а также может модифицироваться в зависимости от конкретного материала.
Все главы нумеруются римскими цифрами, разделы и подразделы опыта — арабскими цифрами. После заголовков каждой структурной части точка не ставится.
Нумерация страниц начинается с титульного листа, хотя на титульном листе и оглавлении номер страницы не ставится. На всех последующих страницах (начиная с Предисловия — с.3) номера страниц ставятся арабскими цифрами на верхнем или нижнем поле без точки в конце.
Ссылки на литературу (после цитаты, описания фактов и др.) заключаются в квадратные скобки[…].
Текст набирается в редакторе MS Word шрифтом Time New Roman, формат А-4, не допускаются сокращения названий (кроме принятых аббревиатур) с соблюдением следующих параметров: левое поле 3 см, правое поле 1 см, верхнее и нижнее поля по 2 см, высота 14 пт., междустрочный интервал 1,5, количество строк на странице 40-42. Весь текст выравнивается по ширине.
Следует обратить внимание на эстетическое оформление представляемых материалов.




Комментариев нет:

Отправить комментарий