конспекты занятий

Тема: «Осенние листья»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
 (нетрадиционное рисование)
Цель: создание условий для развития у детей любознательности и творческих способностей через формирование представлений о новом способе получения изображения осенних листьев.
Задачи:
- Уточнить представления детей о форме, окраске и принадлежности к дереву  осенних листьев;
- Расширение знаний о разнообразии художественных материалов;
- Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге;
- Развитие воображения, мышления, связной речи, творческих способностей детей.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы;
- Поддерживать творческие проявления.
Интеграция разных видов деятельности: наблюдение листопада во время прогулки по осеннему парку (за два дня до НОД); рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски; дидактическая игра «С какого дерева листок?».
Материалы, оборудование: акварельные краски, гуашь, белые листы бумаги, палитры, кисточки, баночки с водой, осенние листья, собранные на прогулке и высушенные, коробочка с картонными листочками.

Содержание изодеятельности.
Дети сидят на ковре. Воспитатель чита­ет детям стихотворение 0. Дриз «Что слу­чилось»:
Ах, что было,
 Что случилось!
 Дверь тихонько отворилась
 И тихонько затворилась.
 Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
 Кинул жёлтенький листок –
 Письмецо от осени?
Воспитатель: Ребята, кто из вас заметил, что необычного появилось в нашей группе сегодня? (Ответы детей).
Правильно, в нашем уголке природы стоит необычная коробочка.  Давайте с вами прочитаем, что на ней написано и посмотрим, что внутри.
Воспитатель сообщает, что это посылка от осени и открывает её. В посылке – красивые листочки. Предложить детям выбрать по одному листочку и описать красивыми словами их форму и окраску, вспомнить с какого дерева он.
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и подумать, что они могут де­лать с листьями.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что листьями можно не только играть и создавать из них чудные поделки, но и рисовать с их помощью! Давайте с вами нарисуем подарки для нашей осени с помощь наших листочков, которые мы с вами собрали во время прогулки в парке.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в мир красок и образов. Мы покрасим листик от дерева гуашью и сделаем его отпечаток, так что его след навсегда останется на бумаге. Особенно красиво получаются листочки на нежном мягком фоне. Сначала раскрасим фон акварельными красками, а потом будем печатать листочки. Рисовать фон акварелью одно удовольствие, это очень-очень легко и занимательно. Мы увидим, как интересно цвета перетекают друг в друга, растекаются по бумаге и что получится в итоге, когда картинка подсохнет.
Сначала я смочу водой весь лист. Тоже ничего особенного здесь нет. Нарисуем вот такие желтые кляксы, добавим ещё оранжевые кляксы, пусть они растекаются по нашему рисунку. Рисовать кисточкой ничего не надо. Краски сами смешаются друг с другом и создадут неповторимый очень легкий прозрачный фон. Чудо, правда? 
(Дети проделывают тоже самое на своих листах).
Воспитатель: Ребята, пока наши листы высыхают, немного поиграем с нашими листочкам, которые нам прислала осень.
Проводиться игра:
«Ветер и листья»

Ветер по лесу летал,
ветер листики считал
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
тихо дремлет на тропинке.
Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.


Опускают руки, приседают.
Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.
Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.






Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, наши листы высохли. Какие красивые получились картинки! А теперь я выбираю листик и крашу не слишком жидкой гуашевой краской одну его сторону.
Переворачиваем листочек окрашенной стороной на лист бумаги. Аккуратно  прижимаем листик сухой салфеткой.
                   
Вот такой красивый получился у нас отпечаток осеннего листика. Тонкой кисточкой прорисовываем палочку.
Отпечатки листьев можно разместить в произвольном порядке.
А можно "собрать в букет" и поставить в вазу, можно напечатать целый лес или просто веточку...
                      

     
Дети рассматривают отпечатки и принимаются «печатать» самостоятельно.
Воспитатель советует продолжить это занятие дома вместе с родителями, чтобы на следующий день сделать совместно групповой альбом «Картины из листьев».



Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с  учетом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Физическая культура»
с детьми второй младшей группы.
Тема: « Весёлое путешествие»

Программное содержание:
Задачи:
Воспитательные:
·        Воспитывать поэтическое восприятие, интерес к фольклору;
·        Воспитывать доброжелательное отношение к животным;
Развивающие:
·        Развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание;
·        Развивать инициативность речи детей во взаимодействиях с  другими детьми и взрослым;
·        Развивать уважительное отношение к народному творчеству.
Образовательные
·        Формировать навык правильного темпа речи, интонационной выразительности.
·        Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
·        Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
·        Формировать навык внимательно слушать вопрос, понятно отвечать на него.
·        Продолжать знакомить детей с домашними животными;
·        Знакомить детей с русским фольклором.
·        Закрепить  обобщающее понятие “домашние животные”.
·        Развивать связную речь, память.


Дидактическое обеспечение занятия:
Экран.
Проектор.
Компьютер.
Презентация “Веселое путешествие: домашние животные”.
Набор домашних животных для д/и «Кого не стало?».
Оформление зала


Предварительная работа:
Рассматривание с детьми иллюстраций с домашними животными.
Чтение потешек, песенок о домашних животных.
Д /И “ Кто как кричит?”, “ Найди такую же”, “ Собери картинку”.
Прослушивание аудиозаписей голосов домашних животных.
Беседы об особенностях домашних животных.
Индивидуальна работа с Настей, Ариной – дидактическая игра «Чья мама?».
Индивидуальная работа с Егором и Димой по работе с интерактивной доской.
                                                                 Ход занятия

Дети заходят в зал.
В. – Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Д. – Здравствуйте!
Раздаётся гудок паровоза.
В. – Ребята, что вы слышите? (ответы детей)
В. – А вы хотите отправиться в весёлое путешествие на паровозике?
Д. – Да, хотим.
В. – Путешествовать мы будем вот на этом паровозике.
На доске изображение паровозика.
В. – Вам он понравился, ребятки?
Д. – Да!!!
В. – Ну что ж, ребятки, паровозик ждет нас.  «Садимся поудобнее», поехали! (дети становятся за воспитателем друг за другом, изображая паровоз с вагонами)
На экране изображение движущегося паровозика.
В. – Ребятки, наш паровозик остановился. Наверное что-то интересное увидел и хочет нам показать. Давайте посмотрим.
На экране изображение поляны, на поляне корова.
В. – Посмотрите, кто это?
Д. – Корова.
В. – Правильно, корова.  А хотите послушать  потешку про корову?
Д. – Да.
Рано-рано поутру
Спел рожок “ту-ру-ру-ру !”
А коровки в лад ему
Затянули: “му-му-му!”
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Напои нас молочком.
В. – Ребятки, а как мычит корова?
Д. – Му-у-у.
В. – А какую пользу она приносит нам? Что дает?
Д. – Молоко.
В. – Ребята, а что из молока можно сделать? (ответы детей)
В. – Правильно, а из молока можно сделать вкусный творожок и сметану.  А чтобы она дала нам молока, что нужно делать нам?
Д. – Ухаживать за ней, кормить.
Уж как я ль свою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
В. - А где живет корова: в лесу или рядом с человеком?
Д. – ответы детей.
В. – Да, корова живет рядом с человеком, в коровнике. Поэтому она называется …. ( домашним животным).  Правильно. Повторите: корова – домашнее животное.
Д. – повторяют.
В. – Молодцы! Наш паровозик ждет нас, пора отправляться дальше. Садимся поудобнее, поехали!
В. – Наш паровозик опять остановился. Что же на этот раз он хочет нам показать? Давайте посмотрим.
На экране изображение поляны, на поляне – лошадь.
В. – Ой, а это кто, ребята?
Д. – Лошадь.
В. – Правильно, лошадь. Хотите  послушать потешку про лошадку?
Д. – Да, хотим.
Ходит конь по бережку
Вороной-то по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Рыжей гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
В. – А как кричит лошадка?
Д. – Иго-го!
В. – А какую пользу она нам приносит?
Д. – Ответы детей.
В. – Да, лошадка помогает перевозить грузы. А где живет лошадка: в лесу или рядом с человеком?
Д. – Ответы детей.
В. – Правильно, она живет рядом с человеком, в конюшне. А как человек заботиться о ней?
Д. - Кормит ее, поит, ухаживает.
В. – Правильно. Молодцы. И поэтому  какое она будет животное?
Д. - Она домашнее животное.
В. – Правильно. Повторите: лошадь - домашнее животное.
Дети повторяют.
В. – Дети, мы с вами долго ехали, давайте немного отдохнем.
Проводится физкультминутка «Серая лошадка»
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
(поочерёдное топание одной ногой, затем другой)
Я копытцем постучу,
(ходьба на месте)
Если хочешь – прокачу!
(лёгкий бег на месте)
Посмотри, как я красива.
Хороши и хвост и грива.
(руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок!
(кружимся на месте)
В. – Ребята, а Настя у нас тоже знает потешку по лошадку. Хотите послушать?
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
В. – Теперь «садимся в вагоны», паровозик зовет нас. Поехали!
В. – Следующая остановка. С кем на этот раз познакомит нас паровозик, посмотрим?
На экране изображение деревни, собаки.
В. – Кто это, ребятки?
Д. – Собака!
В. – Правильно, собака.  А Егорка знает потешку про собаку, давайте послушаем:
Ты, собачка, не лай.
Наших уток не пугай,
Утки наши белые
Без того несмелые.
В. – А как собака лает?
Д. – Гав-гав!
В. – А какую пользу она приносит? Что делает?
Ответы детей.
В. – Да, собака дом охраняет, чужих в него не пускает. А с хозяином она добрая и ласковая. А где живет собака: в лесу или рядом с человеком?
Ответы детей.
В. – Да, собака живет с человеком, в конуре или в будке. Она тоже … (домашнее животное). Повторите: собака – домашнее животное.
В. – А сейчас, ребята, давайте немного поиграем.
Проводится дидактическая игра “ Кого не стало?”.
В. – Наш паровозик зовет нас. Нам пора возвращаться в детский сад. Поехали!
В. – Ну вот, мы и приехали. Давайте скажем нашему паровозику “ спасибо” за такое интересное и познавательное путешествие.
Д. – Спасибо!
В. – И скажем ему “до свидание, до новых встреч!”.
Д. – До свидание!
В. – Вам понравилось наше путешествие?
Д. – Да!!!
В. – Давайте вспомним, о каких животных мы с вами говорили?
Ответы детей.
В. – Вы сегодня молодцы! Наше занятие окончено.
Дети уходят в группу.


Непосредственно -  образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе
«Дифференциация звуков Ж и Ш»
Цель:  создание условия для развития  всестороннего личностного развития ребёнка и звуковой культуры речи.
Программные задачи:
Развитие артикуляционного  и голосового аппарата.
Закреплять правильное и отчётливое произношение звуков «Ш» и «Ж».
Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Способствовать развитию логического мышления.
Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи (разучивание считалок).
Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Ожидаемые результаты
Дети правильно произносят звуки [ш], [ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; умеют различать эти звуки на слух и в произношении.
Оборудование
Карточки с картинками, семафорчики на каждого ребенка, зеркала, на каждого ребенка.
Предварительная работа
Д/и  «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»
Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.

Ход НОД
Ребята, сядьте прямо, выпрямите спины. Прочитаем стихотворение:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки.
Но сначала нужно сделать гимнастику для язычка.
1 упражнение: «Блинчик»
2 упражнение: «Трубочка»
3 упражнение: «Качели»
4 упражнение: «Почистим зубы»
5 упражнение: «Лошадка».
Ребята, сегодня мы будем учиться различать два звука, но какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Слушайте меня внимательно, рассказ называется «Путешествие веселого язычка».
«Однажды язычок проснулся и выглянул в окно. Посмотрел направо – никого, посмотрел налево – и там никого. Тут язычок услышал Ш – Ш – Ш. Ой, кто тут шипит. Он посмотрел вниз и увидел как по земле ползет змея и грозно шипит Ш – Ш – Ш (показ картинки со змеёй). У нее родились детки и она очень боялась что их кто – нибудь обидит. Но тут над его ухом кто – то прожужжал Ж – Ж – Ж. Язычок посмотрел на верх и увидел, как по небу летит веселый жук и жужжит Ж – Ж – Ж (показ картинки жука). Язычку так понравились эти песенки, что он непременно решил их выучить и по дороге домой все время повторял их чтобы не забыть».
Итак, ребята, вы, наверное, догадались какие звуки мы сегодня будем учиться различать?
- Какой звук вы слышите, когда шипела змея? (Ш – Ш – Ш)
- А когда летел жук, как он пел? (Ж – Ж – Ж )   
 - А сейчас произнесите звук /Ш/ еще раз. Посмотрите в зеркало и скажите, как расположены ваши губы (трубочкой). А как расположен язычок? (широкой чашечкой поднялся кверху)
- А сейчас произнесите звук /Ж/, как сейчас расположены губы? (губы округлены и слегка выдвинуты вперёд). Язычок? (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы).
Ребята, а как произносится звук Ш и звук Ж? Давайте с вами приложим руку тыльной стороной к шее и произнесём звуки. Когда мы произносим звук Ш голос наш спит, а когда произносим звук Ж мы ощущаем вибрацию голосовых связок, т.е. голос звенит, поёт песни.(Ш произносится глухо, а Ж – звонко).
- Посмотрите на эту картинку, здесь у меня большая змея. Как вы думаете, как она будет шипеть? (Ш – Ш – Ш  - ПОВТОР НЕСКОЛЬКИМИ ДЕТЬМИ).А на этой картинке ее детки. Как они будут шипеть? (ш – ш – ш ). А теперь поиграем, если я покажу вам картинку с большой змеей, то вы будете шипеть как взрослые змеи, а если картинку с детками, то, как маленькие змейки.
- А как будет жужжать большой жук? (Ж – Ж – Ж )
- А маленький? (ж-ж-ж) – повтор несколькими детьми.
Молодцы!
- А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». У каждого из вас есть два семафорчика – желтый и синий. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук Ж поднимите желтый семафорик, а если слово со звуком Ш – синий семафорик. Итак, начнем: ЖАСМИН, ЖИРАФ, ЛИМОН, ШАХМАТЫ, ПОРОШОК, КРЫЖОВНИК, ГОРОХ, ЛОШАДКА,  ЖУЧКА, ШИЛО, ШАПКА,  МАК, НОЖНИЦЫ, ЛАНДЫШ, ФЛАЖОК.
Молодцы, хорошо играли, в следующий раз продолжим наши игры.
А сейчас мы с вами отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Жук
На лужайке, на ромашке,
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

А сейчас поиграем в другую игру «Кто поедет на поезде?». Посмотрите, у меня здесь много пассажиров, но вот беда. Мест всем не хватит, а поедут только те пассажиры, в названии которых есть звуки Ш  и  Ж . Помогите мне всех усадить их в вагоны?
- Кошка (она поедет на поезде, потому что в слове кошка есть звук Ш) и т.д.
Молодцы! Ну что ж все пассажиры на своих местах, теперь состав может отправляться в путь. Скажем всем «Счастливого пути!»
А наше занятие продолжается.
- Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
жа-жа-жа  - мы поймали ежа;
ша – ша – ша – мы качаем малыша;
жу – жу – жу – молока дадим ежу;
жо-жо-жо, испеки мне пирожок;
ши-ши-ши -  в нашей шубе попляши;
аж – аж – аж – летом все идут на пляж;
аш – аш – аш – мы доделали шалаш.
(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
Ребята, я знаю считалки, в которых очень много звуков Ш и Ж, хотите послушать?
«РАЗ КАРТОШКА. ДВА КАРТОШКА,
ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ШЕСТЬ КАРТОШЕК, СЕМЬ
КАРТОШЕК –
ПОСЧИТАЙ ОПЯТЬ»
Давайте все вместе попробуем сказать. Теперь только девочки. Сейчас мальчики.
А теперь другую:
«Нёс своим ежатам ёжик
Десять кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Ежины сапожки.
Кто сапожки найдёт
Тот водить пойдёт»
(Хоровое, индивидуальное повторение).
- Молодцы! Выучили считалки и поучились в произношении звуков Ш и Ж.
На этом наше занятие подошло к концу. Ребята, какие звуки мы с вами сегодня учились различать (Ш и Ж)? Назовите слова в которых есть звук Ж? Ш?


Итоговое НОД по развитию математических способностей
у детей старшей группы с применением ИКТ.
«Путешествие Колобка»
Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Программные задачи:
·        Закрепить с детьми знание русской народной сказки «Колобок»;
·        Закрепить представление о прямой, кривой, ломаной, замкнутой  линиях;
·        Закрепить знания дней недели, частей суток, времён года, названия чисел, навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10
·         Уточнить пространственные отношения на, под,  слева, справа, от, вверху, внизу, умения сравнивать предметы по величине;
·        Совершенствовать умение находить «соседей» числа; решать примеры на сложение и вычитание;
·        Развивать логическое мышление, интерес к математике;
·        Закрепить названия геометрических фигур;
·        Развивать конструктивные навыки и воображение,  внимание, память, мышление, связную речь;
·        Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Оборудование: презентация «Путешествие Колобка»; физоборудование: мяч; картинки природы с изображением на них прямой, кривой, ломаной, замкнутой  линий; картинка с берёзой для уточнения пространственных отношений; звёздочки, цветочки.
Раздаточный материал: карточки с заданием на сравнение чисел, решение примеров, на нахождение «соседей» числа; наборы геометрических фигур для игры «Выложи самолёт», простые карандаши или ручки.
Предшествующая работа: чтение сказки «Колобок», разучивание речевая разминки «На водопой».
Ход НОД:
Звучит медленная русская народная мелодия (грамзапись).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание: к нам на занятие пришло много гостей. Вы рады? Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте все вместе их поприветствуем.
В сказке может все случиться — наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится! Скажем сказке «Заходи!» (слайд 1)
Дети, вы любите сказки? А вы знаете, что страна Математика и страна Сказок — близкие подруги. Сегодня я предлагаю сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого получится.
Вспомним начало сказки: Жили — были старик со старухой. Попросил старик испечь ему колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто, скатала колобок, изжарила его и положила на окно стынуть (слайд 2). (На разносе появляется игрушечный колобок)
-Что было дальше?
-Колобок соскочил с окошка и покатился по дорожке.
- Почему Колобок смог покатиться? (потому что он круглый, без уголков)
-Ребята, давайте и мы отправимся вместе с колобком в путешествие, будем помогать ему, выполнять задания, чтобы не случилось непоправимое.
Готовы?
Дети: Да!
Итак, покатился колобок вот по такой дороге (слайд 3)

На какую линию она похожа? (прямую). 
Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит: лежит письмо от Зайца, а в нем задания. Поможем Колобку решить задания? Нужно быстро дать ответ, вы готовы или нет?
Д/упр. «Быстрый ответ»
-  Сколько ножек у стула? У двух стульев? (4; 8;)
-  Какое число следует за числом 4?
- Какое число стоит перед числом три?
- Какое число спряталось между числами 3 и 5?
- Посчитайте по порядку 1-10
- Посчитайте обратным счётом от 10-1
- Какой день недели идёт после среды?
- Сейчас утро или вечер?
- Что наступает после вечера?
- Когда вы приходите в детский сад?
- Как называется день недели между субботой и понедельником?
- Какое время года наступит после весны?
Ребята, посмотрите, а в конверте лежит картинка. Что изображено на картинке?
- Как называется это дерево? (берёза)
- Как вы догадались? (только у берёзы белая кора с черными крапинами)
- А, что находиться под берёзой? Слева от берёзы? Справа от берёзы? Слева над берёзой? Справа над берёзой?
Молодцы! Задания Зайца мы решили, это значит, что Заяц уже не сможет навредить Колобку. Отправляемся дальше. Но уже тропинка у нас другая.
- На какую линию похожа тропинка? (ломаную)
- Катится Колобок, катится и видит задания от Волка. Придется, ребята, помочь Колобку, иначе Волк может его съесть. Рассаживаемся за столы.
Здесь так много карточек и задание – нужно сравнить числа. Я вам раздам карточки, а вы возьмите в руки карандаши и поставьте соответствующие знаки. (Если возникла необходимость, то ещё раз повторить знаки <, >)
А теперь давайте выполним  второе задание от Волка.
Дидактическая игра  «Скажи наоборот».
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
 Большой – маленький;
 Высокий – низкий;
 Широкий – узкий;
 Толстый – худой;
 Далеко – близко;
 Вверху – внизу;
 Слева – справа;
 Вперед – назад;
 Один – много;
 Снаружи – внутри;
 Легкий – тяжелый.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились и помогли Колобку.
И отправляемся мы с нашим колобком дальше по такой тропинке.
- На какую линию похожа дорога? (кривую)
Катится Колобок, катится и вдруг видит, лежит большой конверт от Медведя, а в нём задания для Колобка. Нужно найти соседей числа и решить примеры.
Дидактические игры «Числа-соседи» и «Реши правильно».  Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки и решают примеры.
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а на пути лесное озеро.
Решил Колобок обойти озеро. Пошёл он вокруг озера и вернулся опять в то место, откуда начинал свой путь. Почему?
- На какую линию похожа дорога вокруг озера? (замкнутую)
Пока  Колобок обходил озеро, на полянке появились задания самой Лисы-Патрикеевны. Мы знаем, какая Лиса хитрая, задачки её такие же.
Логические задачки.
1.     Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?
2.     Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
3.     Над лесом летели две рыбки. Одна приземлилась. Сколько улетело?
4.     Что едят крокодилы на северном полюсе?
5.     Кто громче замычит — петух или корова?
6.     Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули — тянули и вытянули репку… Сколько хвостиков было у героев? (4)
 Физминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.                      
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями, не дали в обиду Колобка.
Ведь недаром говорит пословица: «Дружба заботой да подмогой крепка».
А теперь давайте Колобка доставим к Бабушке с Дедушкой на самолёте, а то они уже, наверно, беспокоятся.
Д/упр.      «Выложи предмет из геометрических фигур».
(выкладывание самолёта по образцу)

Вот так закончилась наша новая математическая сказка про Колобка. Вам ребята она понравилась? А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку.
Дети делают свой выбор.





НОД по познавательному развитию «В гости к бабушке Федоре»
(старшая группа)
Цель: создание условий для развития у детей любознательности через формирование представлений о чайной посуде, её предназначение.
Задачи:
Ø  Уточнить представление детей о кухонной мебели и чайной посуде.
Ø  Формировать представление о функции чайной посуды.
Ø  Развивать умение детей разгадывать загадки.
Ø  Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха.
Ø  Активизировать зрительное восприятие.
Ø  Развивать мелкую моторику рук.
Ø  Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. 
Интеграция ОО: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: презентация «В гости к бабушке Федоре», карточки с заданиями, простые карандаши (на каждого ребёнка), игра «Развитое блюдце», чайные сервизы для чаепития.
Ход НОД:
1.                    Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: да!
Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?
Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.
Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?
Дети: нет.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
Дети: это бабушка Федора!
Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?
Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.
Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс! (воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)
Федора: Здравствуйте, гости дорогие!
Приглашаю вас, друзья,
В дом (на кухню) я.
Как, согласны? Если да,
Проходите все сюда.
Демонстрация сюжетной картины «Кухня» (слайд 2)
Кухня - мир, где тайн полно,
Где всегда есть волшебство...
Нужно только лишь уменье,
Вдохновенье и терпенье.
- Дети, назовите предметы, которые вы видите на кухне.
Воспитатель показывает на картине, дети называют предметы.
- Стол, табурет, буфет, шкаф, полка. Как можно назвать все это одним словом? (Кухонная мебель.)
II.  Постановка проблемной ситуации.
- Ребята, а на кухонной полке у меня стоит посуда для чаепития. Перечисли­те ее (слайд 3).
- Как можно эти предметы посуды назвать одним словом? (Чайная посуда.)
III. Познавательная деятельность.
1.                    Беседа о чайной посуде.
Воспитатель.
Дети, тише! Поглядите-ка! О чудо!
Ожила вдруг вся посуда!
Меж собой заговорила,
Закипела, забурлила,
Завязался разговор,
Перешедший сразу в спор.
Меж собой предметы посуды
Выяснить хотят,
Кто на кухне возглавляет их ряд.
Примерное содержание спора: главным на кухне себя считает чайник, так как он не боится кипятка, да к тому же он красив. Затем в спор вступают чашки, блюдца. Спорят сахарни­ца, тарелки, и каждый доказывает, что именно он главнее всех на кухне. Всюду слышится звон посуды.
Вопросы:
- Для чего нужен чайник? (Чайник нужен, чтобы кипя­тить чай.)
- Из каких частей состоит чайник? (У чайника есть носик, ручка, крышка.)
- Для чего нужны чашки?(Чтобы наливать в них чай.)
- Для чего нужны блюдца? (Чтобы ставить на них чашку, класть торт, печенье.)
- Для чего нужны сахарница? (Ответы детей.)
- Можно ли ответить чайной посуде, кто из них главнее? (Нет, все нужны и важны.)
Федора: А сейчас я вам, ребята, предлагаю сделать вместе со мной физкультминутку.
Физкульминутка  про посуду (слайд 4)
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)
IV. Развивающие игры и задания.
- Отгадывание загадок.
- Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Ну, тогда слушайте (слайд 5).
Ø     Закипит — исходит паром,
           И свистит, и пышет жаром,
           Крышкой брякает, стучит.
           -Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.)
Ø     Она всем очень нравится,
           На блюдечке красавица,
           С одной рукой милашка,
           Голубенькая ...(чашка)?
Ø     Неприступная на вид,
           Подбоченившись стоит,
           А внутри загадка
           Белая и сладкая! (Сахарница)
Ø     Я хочу  предостеречь!
Чтобы  губы не обжечь,
К чаю подаются
Ложечки и (?) блюдца.
Ø     Если я пуста бываю,
           Про тебя я забываю,
           Но когда несу еду,
           Мимо рта я не пройду. (Ложка.)
- Упражнение «Дорисуй чайник».
- Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти за столы и дорисовать чайник.
Каждому ребенку дается карточка с одной из геометриче­ских фигур (круг, квадрат или треугольник). Нужно дорисовать детали, чтобы получился заварочный чайник.
- Игра «Склеим разбитое блюдце».
Федора: Посмотрите, ребята, какие красивые блюдца у меня на этих картинках, а в конвертах — такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.
Задание: соберите блюдце из осколков. Дети работают по подгруппам, собирают целое блюдце из мел­ких деталей.
- Почему настоящее блюдце может разбиться? (Потому что оно сделано из керамики или стекла.)
- Ребята, вы славно сегодня потрудились и за это я хочу подарить вам баранки к чаю.
 - Спасибо, бабушка Федора.
- Ну, а теперь, ребята, вам пора возвращаться в детский сад. До свидания.
Дети произносят волшебные слова: крибле, крабле, бумс! (воспитатель снимает платок)
Рефлексия. Вот мы и побывали в гостях у бабушки Федоры.
- О чем вам рассказала Федора?
- Для чего нужна чайная посуда?



 Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:
«Три медведя»
для детей средней группы.

Программное содержание:
·          Создать условия для ознакомления детей с числом и цифрой 3;
·          Формировать умение сравнивать совокупности предметов по количеству путём составления пар;
·          Закреплять понятия: «большой, поменьше, маленький», «треугольник».
·          Закреплять умение группировать однородные предметы по форме, цвету и размеру;
·          Развивать память, мышление, речь;
·          Воспитывать активность, самостоятельность.
Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя».
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Демонстрационный материал: книга «Три медведя», объёмные фигуры медведей из сказки, коробка с тремя мисочками и ложечками, цифра 3, разноцветные треугольники разного размера.
Раздаточный материал: бархатные цифры 1, 2, 3; разноцветные треугольники разного размера.
Ход НОД:
1.     Организационный момент.  Дети сидят полукругом около стола. На столе лежит книга.
- Ребята, посмотрите, какую книжку я вам принесла. Как называется эта сказка? («Три медведя»). А сегодня к нам пришли в гости герои этой сказки (Показ фигуры большого медведя).
- Как вы думаете кто это? (Михайло Иванович)
- Он какой? (большой)
Показ медведя поменьше.
- А это кто? (Настасья Петровна)
- Какая она? (Поменьше)
Показ маленького медведя.
А как зовут этого медведя? (Мишутка)
- Он какой? (Маленький)
- Ребята, а что любят есть медведи? Может мы их угостим?
2. Игра «Угостим медведей».
- Сколько нам понадобится мисочек для мёда?
Воспитатель ставит на стол две мисочки.
- Сколько мисочек стоит на столе?
- Раздадим мисочки мишкам. Мисочек больше или меньше, чем медведей? (Мисочек меньше, потому что одному медведю мисочки не хватило)
- Как сделать, чтобы было поровну?
Воспитатель ставит на стол ещё одну мисочку.
- Сколько теперь стало?
- Сколько нужно ложек для мёда?
- Алёша, а какую мисочку и ложечку по размеру ты положишь Михайло Ивановичу? Положи, пожалуйста.
- Таня, а ты положи, пожалуйста, мисочку и ложечку для Настасьи Петровны. Какие взяла?
- А какие остались?
- Света, а для кого эти мисочка и ложечка? Почему?
- Ребята, а давайте проверим всё ли правильно мы сделали.
Дети с воспитателем проверяют выполненное задание.
- Молодцы.
- А теперь немного поиграем с нашими ручками и ножками.
3. Физминутка Три медведя
Три медведя шли домой             Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой.         Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом,      Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.         Присесть.
Очень маленький он был,            Присев,   качаться  по-медвежьи.
С погремушками ходил.               Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.            Дети имитируют игру с погремушками.
4. Дидактическая игра «Подарок от Мишек»
- Медведи очень довольны, что вы их так хорошо угостили и хотят подарить вам на память цифру 3.
Выкладывается на стол цифры 1, 2, 3.
- Какие цифры вы уже знаете? Покажите цифру 1. Покажите цифру 2.
Дети показывают.
 - После цифры 2 следует цифра 3. Она состоит из двух кручков. Проведите по ней пальчиком. Послушайте про неё стихотворение:
А за двойкой посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
- Вот какая интересная эта цифра 3. А ещё Мишутка нам принёс геометрическую фигуру, которая тесно связана с цифрой 3.
На стол выкладываются разноцветные треугольники (синие, жёлтые, красные и зелёные) разного размера.
- А как называются эти фигуры? А у треугольника сколько сторон? углов?
- Молодцы! У треугольника есть три стороны и три угла.
- А какие по цвету бывают треугольник?
- Какого цвета этот треугольник? А этот?
Педагог показывает треугольники, дети называют цвет каждого.
- А по размеру какие бывают треугольники?
- Хорошо, а теперь Мишутка просит девочек собрать все синие большие треугольники, а мальчиков – все жёлтые маленькие треугольники.
Дети выполняют задание.
- Какого цвета треугольники остались?
- Перемешайте все треугольники и найдите только маленькие, и положите около себя.
- Какие треугольники остались на столе?
- Молодцы! А теперь давайте уберём фигурки в коробочку и попрощаемся с Мишуткой.
5. Итог НОД
- Молодцы, ребята.
- Что мы узнали сегодня на занятии?
- Про какую цифру узнали? 
- Молодцы все хорошо, активно занимались сегодня, поэтому вам я дарю цифру три, дома покажете своим родителям.











Комментариев нет:

Отправить комментарий