Проект "Готовимся к школе всей семьёй"

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Готовимся к школе всей
семьёй с удовольствием»
(Нетрадиционные формы работы
 с семьёй в дошкольной организации при формирование готовности

детей к школе)
Проект разработан и реализуется  в соответствии с  «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».

Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2016 года – май 2017 года)
Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Участники проекта: педагоги группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители, учителя начальных классов.
База внедрения проекта: подготовительная к школе группа №11 мадоу г. Хабаровска «Детский сад №23».
Проект разработала: Отрощенко Елена Евгеньевна, педагог высшей квалификационной категории.
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта: Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей. Научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. 

Принципы реализации проекта:
  • Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители - сотрудники»;
  • Принцип доступности;
  • Принцип системности и последовательности.
  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Проект реализуется по двум направлениям:
1.     Совместная деятельность с детьми.
2.     Взаимодействие с родителями.

Актуальность проекта:
Поступление ребёнка в школу - серьёзная стрессовая ситуация как для самого ребёнка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становиться учеником, основная деятельность которого - получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребёнок может оказаться не готов к обучению в школе, родители часто стараются увеличить объём занятий  в старшем дошкольном возрасте. В результате знаний ребёнок получает немного, зато приобретает психологические перегрузки и стойкое отвращение к обучению в целом и к школе в частности. А для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей. Таким образом, особенно актуальным вопросом встающим перед педагогами является взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста для устранения проблем, возникающих при поступлении ребёнка в школу. Педагогическое просвещение родителей серьёзно влияет на качество подготовки дошкольников к началу образовательного процесса
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
·     психологически подготовятся  к переходу от игровой деятельности к учебной;
·     разовьют психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
·     подготовят руку к письму:
·      у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
·     сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами;
·     грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.
Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;
• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта в использовании нетрадиционных форм работы с семьёй;
• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.

Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг детей на начало и конец учебного года.

План реализации проекта будет проходить в три этапа:
1.     Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
   - изучение научной и методической литературы по теме проекта (июль – август);
   - мониторинг детей подготовительной группы;
   - анкетирование родителей;
   - разработка комплексного плана взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
   - разработка рабочей программы «Весёлые домашние задания» (по предложению родителей) для совместной деятельности родителей и детей дома;
   - разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса (Приложение 3);
  - подготовить в группе необходимую предметно-развивающую среду и  материально-техническую базу.
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

2.     Основной этап – реализация проекта.

Содержание работы с семьей по направлениям:

«Физическое развитие»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Социально – коммуникативное развитие»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познавательное развитие»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
«Речевое развитие»:
- развивать у родителей навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
«Художественно – эстетическое развитие»:
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ



Родительские собрания
Консультации, беседы, папки-передвижки
Совместные мероприятия
День открытых дверей
Индивидуальные беседы
сентябрь
«Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (практикум с презентацией) с приглашением учителя начальных классов







Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге», Консультация «Секреты психологического здоровья», «Поделки из бросового материала», «Какой вид спорта подходит вашему ребёнку?», «Речевая готовность к школе», «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой», «Что такое ФГОС?», «Подготовка детей к обучению в школе».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 5-7 лет по правилам дорожного движения.
Папка-передвижка «Сентябрь», «День знаний», «День дошкольного работника»

Выезд «Фабрика мороженного», «World class»
Лепбук «Золотая осень», «Овощи и фрукты»
Конкурс «Дары осени», Осенний праздник  «Золотая осень»
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Анкетирование родителей.
Проект «Школа», «Моя родословная»
Мастер-класс «Изготовление лепбуков»
Лекция «Особенности психофизической готовности детей к школе»
«Одежда детей в группе», «Детская агрессивность», «Не переучивайте левшу». «Причины плоскостопия и пути его профилактики», «Игры для гиперактивных и агрессивных детей»

октябрь









Папка-передвижка «Октябрь», «Осень»
Беседа «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет», консультация «Речевое развитие детей 6-7 лет», «Как развивать  память у детей», «ОРЗ. Профилактика ОРЗ», «Обучение детей работе в тетради в клетку», «Кризис 7 лет», "Развитие мелкой моторики посредством использования крупы", «Художественное конструирование как средство развития творческой личности», «БЕЗОПАСНОСТЬ ребёнка на улице», «Прикоснись к природе», «Как воспитывать детей?».

Выезд-экскурсия «Книжная полка», «Кинологический центр»
Лепбук «ПДД для детей», «Животный мир Хабаровского края»
Творческая встреча с родителями «Как научить ребенка жить среди людей»
Проект «Животный мир Хабаровского края», «Театры Хабаровска»

«День матери»
Лекция «Обучение грамоте в семье»
Беседа. «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила». Беседа о необходимости прогулок с детьми в выходные дни. «Как отвечать на детские вопросы»
ноябрь








Папка-передвижка «Ноябрь», «День матери».
Консультация «Всё о детском питании», «Значение и организация утренней гимнастики в семье», «Особенности общения с детьми в семье» , «О дружбе», «Игрушки в сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет», «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?», "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе", "Ребенок и компьютер", «Игры, развивающие музыкальные способности детей», «Методы выявления эмоциональных нарушений у детей».
Выезд-экскурсия «Хабаровск театральный»
Лепбук «Моя малая родина – Хабаровск», «Вода».  Изготовление кормушек для птиц.
Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.
Проекты «Тайна моего имени», «Часы»
«Путешествие Почемучек»
Лекция «Что такое произвольность?»
«Формируем навыки самообслуживания  у ребёнка». Рекомендации о развитии речи ребенка дома. «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
декабрь
«Роль этикета в воспитании детей» (игра КВН)








Папка-передвижка «Декабрь», «Зима», «Новый год».
Консультация «Как внешний вид влияет на поведение человека», «Грипп – болезнь грязных рук», «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться», «Праздничный детский стол», «Быстрое заучивание новогодних стихов в таблицах», «Учимся отмечать праздники», «Обучение дошкольников правилам дорожного движения», "Готовим руку к письму", «Нетрадиционная техника аппликации», «Учите любить природу».

Выезд-экскурсия «Пожарная часть»
Лепбук «Зимушка – зима», «Дед Мороз»
Конкурс «Дед Мороз», «Зимняя сказка» выставка рисунков. Подготовка группового помещения к Новогоднему празднику.
Проект «Дед Мороз», «Птицы нашего края».
Праздник «Новый год».
Лекция «Развитие психических процессов у старших дошкольников»
«Как провести выходной день с ребёнком?». Рекомендации о развитии мелкой моторики детей  в домашних условиях. «Как говорят наши дети?» Беседа с родителями о правилах безопасности в новогодние праздники.

январь











Папка-передвижка «Январь», «Рождество».
Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?», «Как дошкольнику подружиться с часами», «Занимательные опыты на кухне», «Как накормить ребенка в праздники?», «Воспитание сказкой детей», «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию», «Если ребенок обманывает. Что делать?», «У истоков творчества».

Выезд-экскурсия «Комбинат детского питания»
Лепбук «В мире музыки», «Всё о кошках»


Рекомендации о чтении сказок детям дома. «Развитие логического мышления у детей». Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики с детьми.

февраль
Игровой интеллектуальный марафон - «Язык родной дружи со мной»








Папка-передвижка «Февраль», «День защитника Отечества».
Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Взрослый мир в детских мультфильмах», «Ребёнок берет чужие вещи. Что делать?», «Не хочу учиться», «Значение оригами для развития ребёнка», «Закаливание в домашних условиях», «Экологическое воспитание дошкольников»

Выезд-экскурсия «Дорогой смелых (МЧС)»
Лепбук «Наши защитники», «Хлеб всему голова»
Конкурс: Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица»
Фотогазета с рассказами детей «Самый лучший папа мой!»
Межгрупповые спорт соревнования «Защитник Отечества»
Лекция «Социально-личностная готовность ребёнка к школьному обучению»
Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».                 Инструктаж по технике безопасности «Чем опасна оттепель на улице».

март









Папка-передвижка «Март», «8 марта», «Весна».
Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста», «Культура поведение детей в общественных местах»,  "Трудовое воспитание в семье", «Не делайте из ребёнка кумира», «Проблемы школьной адаптации», «Готовим к школе родителей», «Создание музыкальной среды дома». «Бережное отношение к природе».

Выезд-экскурсия «Краеведческий музей»
Лепбук «Весна-красна», «Всё о кошках», «Школа»
Стенгазета «Вкусняшки от мамочки»
Совместное создание в группе огорода. Папка – передвижка с рассказами детей  «Нашим дорогим мамам посвящается!».
Проект «Весна», «Дальневосточные детские писатели»


Праздник «Мамочка любимая моя!»
Лекция «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»

«Правила поведения при пожаре». «Домашний игровой уголок». Беседа с родителями о соблюдении режима дня в выходные дни.
апрель









Папка-передвижка «Апрель», «День космонавтики».
Консультация «Как предупредить авитаминоз весной», «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей», «Приобщение детей к народным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей», «Как нужно готовить ребенка к школе», «Готов ли Ваш ребёнок к школе?».

Выезд-экскурсия «Под крылом самолёта»
Лепбук «Космос», «Белка», «Красная книга Хабаровского края»
Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая, и спортивная семья».
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.
Проект «Мир книги»
Открытые занятия в группе
Лекция «Что такое адаптация к школе?»
«Все о компьютерных играх». Консультирование родителей по вопросам профилактики кишечных инфекций.
май
Итоговое собрание «До свиданья, детский сад» с презентацией









Папка-передвижка «Май», «День Победы».
Консультация. «Режим будущего школьника», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка», "Этот День Победы...", «Расскажем детям о Великой Отечественной войне», «Что нужно знать родителям будущих первоклассников», «Как дошкольник становиться школьником», «Осторожно – солнце», «Досуг с ребёнком на природе».

Выезд-экскурсия «Военно-исторический музей», «О Хабаровске»
Лепбук «Детям о ВОВ», «Насекомые»
Фотовернисаж: «Вот  и стали мы на год взрослей». Привлечь родителей к благоустройству территории  детского сада (ремонт оборудования, посадка цветов на клумбе, работа на огороде и т.д.)
Выпускной вечер «До свидания, детский сад!»
«Наказывая, подумай – Зачем?». «Адаптация детей в школе». Беседы с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
11 группа «Солнышко»
«Весёлые домашние задания»

Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка, психических процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации к обучению в школе через развивающие игровые задания в тетрадях.
Задачи:
·        Развитие мотивации к учению, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
·        Развитие мускулатуры, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом.
·        Умение владения приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
·        Развитие самостоятельности — как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
·        Формирование у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
·        Развитие умения работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
·        Развитие ориентировки в пространстве и времени, знаний единиц измерения, чувственного опыта, глазомера.

Перспективный план работы
1 полугодие (сентябрь – декабрь)

Неделя
День недели
Наименование тетради
Цель работы
1, 3 неделя
Понедельник
«Я решаю логические задачи»
Научить детей решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем); учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать простейшие умозаключения; овладение умения самостоятельно решать предложенную задачу.
Среда
«Геометрические фигуры»
Развивать умение детей, используя клетку, преобразовывать геометрические фигуры в предметы; развитие логического мышления, умения решать задачи на установление закономерностей и на выполнение мыслительных операций анализа и синтеза предметов; закреплять полученные умения и навыки работы в тетради в клетку, развивать внимание и память.
Пятница
«Я решаю арифметические задачи»
Научить детей решать задачи с помощью метода моделирования; формировать навыки самоконтроля.
2, 4 неделя
Понедельник
«Знакомство с клеточками»
 Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику; научить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку; научить выполнять графические диктанты; в точности копировать предложенные схемы рисунков.
Среда
«Предмет, слово, схема»
Развитие мышления (работа с моделями слов), совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, умения работать самостоятельно, способность принимать решения.
Пятница
«Думаем, рисуем»
Развивать у детей зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.

2 полугодие (январь – май)

Неделя
День недели
Наименование тетради
Цель работы
1, 3 неделя
Понедельник
«Упражнения на развитие внимания»
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Среда
«Обучение грамоте»
Познакомить детей с гласными и согласными буквами, научить их печатать, составлять и читать слоги. Развивать координацию движений рук и пальцев, совершенствуя речевое развитие, внимание, память, мышление.
Пятница
«Логика»
Научить детей решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем); учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать простейшие умозаключения; овладение умения самостоятельно решать предложенную задачу.
2, 4 неделя
Понедельник
«Играем со словами»
Закрепить навыки чтения; освоить звуко-буквенный анализ слова; развивать внимание, память, мышление; вызвать интерес к чтению.
Среда
«Волшебство в картинках»
Развитие у детей зрительного восприятия и внимания.
Пятница
«Я решаю арифметические задачи»
Научить детей решать задачи с помощью метода моделирования; формировать навыки самоконтроля.

Предполагаемые результаты: Сформированная эмоциональная, личностно - волевая, интеллектуальная и социальная готовность ребенка к школе. Развитая самостоятельность ребенка с элементами инициативы и творчества.  Формирование у ребенка первооснов социально - личностного компонента. Полноценно и всесторонне  развитый ребёнок к началу систематического обучения в школе. Снятие   напряжённости   адаптационного   периода   на   первом   году обучения. Повышение качества знаний в начальной школе. Сохранение здоровья детей.                                                                                       

3.     Заключительный
На завершающем этапе планируется:
- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации для защиты проекта;
- семинар – практикум для педагогов «Подготовка детей к школьному обучению, через использование нетрадиционных форм работы с семьёй»;
- проведения повторного мониторинга  детей;
- создать подборку наглядно-просветительского материала для родителей и педагогов;
- разработать рекомендации  для педагогов подготовительных групп и советы для родителей будущих первоклассников.

Практическая значимость:
В ходе реализации проекта планирует тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа с родителями способствует успешному развитию полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение.
Подводя итоги работы по разработке проекта «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с родителями при формировании готовности ребёнка  к школе с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий